Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Роль родителей и сверстников в формировании автономии старших подростков

Материалы » Роль сценария брачных отношений в семье в формировании личности подростка » Роль родителей и сверстников в формировании автономии старших подростков

Актуальность и значимость проблемы становления автономии в подростковом возрасте обусловлена множеством факторов: это и социальные изменения, требующие большей инициативности, самостоятельности и самовыражения от личности, и теоретические основы психологии развития, определяющие развитие автономии одним из наиболее важных процессов в развитии подростка, а также неоднозначность самого теоретического конструкта автономии в современной науке. Традиционно в качестве референтной группы подросткового возраста, оказывающей на развитие подростка наибольшее влияние, указывают группу сверстников. Однако и роль родителей в процессе развития подростков нельзя недооценивать, особенно в процессе становления самостоятельности: развитие автономии в рамках детско-родительских отношений тесно связана с развитием автономии как личностного конструкта. Целью нашего исследования стало изучение связи детско-родительских отношений и отношений со сверстниками с формированием автономии в подростковом возрасте. В качестве основной гипотезы выступило предположение, что процесс формирование автономии у подростков связан с такими сферами значимых отношений, как отношения с родителями и со сверстниками, но роли этих коммуникативных контекстов в формировании автономии подростка различны. Для изучения развития автономии подросткового возраста, основных характеристик детско-родительских отношений и особенностей отношений подростков со сверстниками мы использовали авторские методики «Опросник автономии» и «Аутосоциометрия» (модификация методики КОС), а также методики «Подростки о родителях» и «Взаимодействие ребенок-родитель» И.М. Марковской. В исследовании участвовали 109 подростков в возрасте 14-16 лет. В целом, полученные в результате корреляционного анализа данные подтвердили гипотезу о связи некоторых особенностей отношений с родителями и со сверстниками с уровнем развития автономии подростков. Так, развитие автономии подростков связано с такими характеристиками детско-родительских отношений, как директивность родителей и с враждебностью, испытываемой подростком во взаимодействии с родителями. Директивность родителей, то есть, командный стиль взаимодействия с ребенком, требования беспрекословного подчинения, наличие большого количества правил и требований как в семейных, так и в личных делах подростка связано с более низким уровнем формирования его автономии – особенно в когнитивном и поведенческом аспектах. Уровень становления автономии подростка также отрицательно связан со степенью контроля родителей. Особо чувствительным к чрезмерному контролю со стороны родителей оказались поведенческий и когнитивный аспекты автономии подростка. Таким образом, можно сделать вывод, что высокий уровень опеки со стороны родителей, навязчивость и стремление контролировать подростка во всем – вплоть до мелочей, негативно сказываются как на общем уровне развития автономии подростка, так и особенно на операционально-технической сфере. Важно, однако, отметить, что полное отсутствие контроля нередко трактуется как дистанцированность родителя. В этом смысле интересна полученная в ходе анализа связь уровня поведенческой автономии и наличия сотрудничества родителя и подростка. Партнерские отношения, признание прав и достоинств как родителя, так и ребенка, включенность во взаимодействие – все это положительно сказывается на уровне развития автономии. С поведенческим аспектом автономии также отрицательно связана такая характеристика детско-родительских отношений, как враждебность: неудовлетворенность отношениями, ощущение постоянного порицания со стороны родителей не способствует развитию поведенческой автономии. Взаимодействие со сверстниками в подростковом возрасте является важной составляющей развития. От того, какие отношения устанавливаются, от характера общения и взаимодействия во многом зависит и формирование личности подростка в будущем. При изучении связи автономии подростка и особенностей взаимодействия со сверстниками были получены значимые связи уровня развития автономии и таких особенностей взаимоотношений со сверстниками, как тревожность, связанная с общением; взаимопомощь; общая оценка количества друзей; легкость установления первого контакта; ощущение эмоциональной поддержки со стороны друзей; общая самооценка «я как друг»; базовое доверие как общая характеристика дружелюбности в отношениях.


Специальные тренировки слуховых ощущений
Слуховые ощущения поддаются тренировке. В результате систематических тренировок заметно снижаются пороги различения звуков по высоте и тембру, повышается скорость и точность локализации звуков. Слуховые ощущения можно тренировать не только на занятиях по пространственной ориентировке, но и в свободное время. Для знакомства со звуками пр ...

Общая характеристика кризиса
Кризис трех лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение устоявшейся системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Реферат посвящен взглядам Выготского на этот период детской жизни. Но сначала надо вспомнить его точку зрения на кризис вообще. В статье ...

Профессиональные способности менеджера.
Каждый ли руководитель может стать мастером своего дела или для достижения успеха нужны врожденные дарования? Психологи считают, что способности не даются человеку от природы в готовом виде. Человек рождается с задатками, из этих задатков под влиянием воспитания, жизненных обстоятельств и самой деятельности человека развиваются способн ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru