Гармоничное взаимодействие предполагает наличие у матери определенных коммуникативных способностей. Исенина Е.И. выделяет два вида «базовых качеств матери»: качества матери как субъекта общения и качества матери как субъекта обучения. Качества матери как субъекта общения мы обозначили как коммуникативные способности. Они включают в себя принятие и отзывчивость. Принятие – это безусловное эмоционально теплое отношение к ребенку. Отзывчивость в свою очередь выражается: во внимании матери к действиям и коммуникациям ребенка (чувствительность матери), в эмпатическом понимании чувств, мыслей и состояний ребенка, адекватном реагировании на его действия, эмоции с учетом возраста, индивидуальных особенностей (отзывчивость), в уважении индивидуальности ребенка, его интересов, привязанностей, мнений, что исключает постоянное раздражение матери и применение к ребенку физических наказаний (толерантность), в содействии матери ребенку в общении и действиях с предметами (включенность во взаимодействие с ребенком).
Исследование Исениной Е.И. и Барановской Т.И. показало, что в период беременности представлены все виды базовых качеств матери и ряд их характеристик. Но можно ли развивать коммуникативные способности, чтобы уже в пренатальном периоде заложить предпосылки гармоничного взаимодействия с младенцем? Ответ на этот вопрос мы решили искать в содержании и результативности различных программ дородовой подготовки, которая получает сейчас все большее распространение в обществе.
Таким образом, целью исследования было сравнение уровня развития коммуникативных способностей в двух группах беременных женщин: посещающих и не посещающих занятия по дородовой подготовке. Для достижения данной цели были поставлены задачи теоретического анализа видов дородовой подготовки, которые встречаются в различных центрах, и определения характера коммуникативных способностей у двух групп женщин.
Гипотеза исследования состоит в том, что посещение женщиной дородовой подготовки способствует развитию ее коммуникативных способностей. На последующих этапах исследования будет проверяться гипотеза о положительном влиянии высокого уровня развития коммуникативных способностей на эффективность и гармоничность взаимодействия матери с младенцем.
Для сбора эмпирических данных использовались 2 набора методических материалов. Один был направлен на диагностику коммуникативной компетентности, в него входили: методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко и методика диагностики общей коммуникативной толерантности (модификация методики диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко). Второй набор был направлен на диагностику особенностей материнского отношения к ребенку и включал в себя рисуночную методика «Я и мой ребенок» (Г.Г. Филиппова, Е.И. Захарова), позволяющую изучить образ ребенка у матери, отношение к ребенку, к себе в роли матери, к материнству; опросник на шевеление ребенка (Г.Г. Филиппова), выявляющий отношение к ребенку, в частности наличие субъективизации, и степень материнской компетентности.
Особенности личности воспринимающего человека
Хотя первое впечатление о человеке в первую очередь определяется присущими ему особенностями, но то, каким оно будет – более обобщенным или более конкретным, полным или отрывочным, положительным или отрицательным – зависит от личности того, у кого оно формируется. Здесь действует закономерность: «Внешние причины действуют через посредст ...
Задачи юридической психологии
Задачи, которые призвана решать юридическая психология, опосредованы многообразием и сложностью теоретических и практических проблем, которые входят в сферу деятельности работников юриспруденции. К основным задачам юридической психологии можно отнести следующие:
– изучение психологических механизмов противоправного поведения; факторов, ...
Этническая предубежденность и этно-национальные установки
Актуальность изучения этно-национальных установок в наши дни, к сожалению, требует длинного практического обоснования. Этнический конфликт, этно-национальный фактор в террористической деятельности и многие другие феномены связываемые с “национальным” сейчас в поле зрения как общества, так и научного мира.
Несмотря на то, что установки ...