На современном этапе развития психологии одной из проблем выступает проблема изучения рефлексивности, которая рассматривается как важный фактор в организации психических свойств. Данная проблема обусловлена тем, что на конкретно-научном уровне этот феномен изучен значительно меньше, чем на абстрактно-философском. На необходимость и актуальность исследования рефлексивности указывают многие психологи (А.В. Карпов, В.И. Слободчиков, Д.И. Дубровский, А.Б. Холмогорова).
А.В. Карпов определяет рефлексию как синтетическую психическую реальность, которая может выступать как психический процесс, свойство и состояние одновременно, но не сводится ни к одному из них. Пространство психического, как считает А.В.Карпов, - это система координат – процессы, свойства, состояния и, что крайне важно, время. Данный факт указывает на системообразующую связь рефлексивности и временных ориентаций личности. Так Курт Левин определяет временную перспективу как «всеобщность взглядов индивида на его психологическое будущее и психологическое прошлое, существующее в данное время». К.А. Абульханова и Т.Н.Березина указывают на то, что время – это «энергия нашей жизни».
Эксперимент как метод познания психических явлений
Метод эксперимента
предполагает искусственное создание психологической ситуации и изучение того или иного психического явления, процесса, развивающихся в этой ситуации. Исследователь не ждет появления интересующего его явления, а сам вызывает его. Создавая специальные условия для эксперимента, обеспечивающие проявление психического про ...
Педагогические принципы воспитания и особенности их реализации
Являясь подсистемой в общей системе формирования личности, воспитание само должно быть системно, обладать всеми присущими педагогическим системам элементами, где все должно быть взаимосвязано, взаимообусловлено, согласовано. Воспитание становится подлинно педагогическим, превращается в педагогическую систему, в процесс, в вид педагогиче ...
Профилактика и преодоление профессиональной
деформации работников органов правопорядка
Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации. Одной из задач такой профилактики является блокирование и сглаживание трех групп указанных факторов, способствующих развитию профес ...