Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Исправительно-трудовая психология. Понятие и содержание исправительно-трудовой психологии
Страница 1

Материалы » Методы психологического воздействия » Исправительно-трудовая психология. Понятие и содержание исправительно-трудовой психологии

Сегодня в структуре Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний находится 180 учреждений, в том числе 131 исправительная колония, из которых 12 - для содержания женщин, 11 воспитательных колоний для несовершеннолетних и 33 следственных изолятора. В исправительных колониях находится около 150 тыс. лиц [4].

Исправительная (с 90-х годов пенитенциарная) психология как отрасль юридической психологии определяет условия и особенности исправления и перевоспитания правонарушителей, преимущественно в исправительно-трудовых учреждениях. В частности, данная отрасль исследует интеллектуальные и личностные свойства правонарушителей, процесс их адаптации к пребыванию в исправительно-трудовых учреждениях психические состояния, вызванные лишением свободы, методы и приемы воспитательной работы с этой категорией лиц, формирование позитивной установки на исправление и др.

Предмет изучения пенитенциарной психологии составляют факты, закономерности и механизмы проявлений психики у отдельных осужденных, социально-психологические явления в их среде, а также эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания.

Различные формы воздействия на осужденных составляют систему методов, способствующих их подготовке к будущей жизни на свободе. Существует необходимость создания у осужденных положительной структуры потребностной базы для последующего развития у них положительной структуры связей, формирования основы для восприятия положительного социального опыт [4].

Социально-психологическая адаптация осужденного происходит в результате воздействия на него комплекса психолого-педагогических методов, стимулирующих принятие личностью высоких социальных ценностей. Наиболее важными в этом отношении являются отход от шаблонов, индивидуализация в избрании и применении методов воспитательной работы. Даже избрание форм труда по степени тяжести, характеру выполняемых действий (труд мужской или женский), результатам выполнения заданий, играют большую роль в возможностях воздействия на осужденных.

Формы труда предполагают и учет направленности личности. Так, выполнение работы, не представляющей никакого интереса для осужденных, влечет за собой отрицательное психологическое воздействие на них и, как следствие, ведет к слабому трудовому воспитательному эффекту. Так, например, женщины отбывающие наказание в исправительно-трудовых учреждениях, предпочитают «женский труд». В частности, как свидетельствует практика, производительность и качество труда у них возрастает, если они шьют детскую одежду, школьную форму и, резко снижается, когда производственный заказ своим объектом имеет изготовление рабочих рукавиц, брезентовых фартуков и т.д. [4].

Исходя из изложенного, пенитенциарную психологию можно определить как отрасль юридической психологии, исследующую закономерности психической деятельности личности, которая отбывает наказание, а также возможности ее ресоциализации, т.е. восстановления ранее нарушенных социальных качеств.

В своем развитии пенитенциарная психология использует данные других отраслей психологии. Наиболее тесно она связана с психологией труда, данные которой используются для исследования психологических факторов, влияющих на воспитание у осужденных трудолюбия, повышения производительности труда, избрания вида и характера производств, оказывающих воспитательное воздействие.

Психология искусства дает возможность использовать в процессе воспитательного воздействия данные о влиянии эстетических ценностей на развитие и становление личности, в частности таких ее потребностей, которые определяют ресоциализацию личности, пробуждая нравственные, гуманные черты личности.

Пенитенциарная психология также связана с общей и социальной психологией. В общей психологии используются данные об эмоциях, стрессах, фрустрациях, психологических показателях темперамента и характера, волевых проявлений, реакций на раздражитель как основы формирования методов индивидуального воздействия на осужденных. .

Данные же социальной психологии, относящиеся к формированию настроений и чувств различных социальных групп (формальных и неформальных), применяются для исследования закономерностей формирования настроений и чувств коллективов осужденных, в т. ч. отдельных микроколлективов, в труде и быту, психологических основ групповых преступлений, массовых конфликтов, дезорганизующих деятельность учреждений по исполнению наказаний [1].

К основным направлениям исследований в области пенитенциарной психологии относятся:

изучение закономерностей изменения психики осужденного, развитие его личностных качеств и мотивов поведения в целях определения влияния на его сознание факторов, связанных с изоляцией от общества;

Страницы: 1 2


Запрет давать советы.
Основания для этого достаточно широки и многообразны. Прежде всего, к­ак­ов бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать гарантированный совет другому невозможно: жизни каждого уникальна и не­предсказуема. К тому же, советуя, консульт­ант берет на себя полностью ответственность за происходящее, что не способствует разви ...

Этап 1. Диагноз проблемы и оценка ситуации
Первый шаг на пути решения проблемы определение сути проблемы или ее диагностика. То есть, необходимо признать, что без оценки персонала невозможно эффективно управлять организацией, а существующие методы оценки неэффективны и излишне формальны. Когда руководитель кадровой службы и Председатель Правления Банка осознают данную ситуацию ...

Объект и методы психодиагностики межличностных отношений
В настоящее время в психологии существует громадное количество конкретных методических приемов исследования межличностных отношений, и даже беглый обзор их вряд ли уместился бы во всем объеме этой работы. Это понятно, имея в виду как обширную феноменологию межличностных отношений, задачи, решаемые отдельными методиками, так и различия в ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru