Всеобщая заинтересованность широких масс и возможность быстрого финансового успеха явились следствием внедрения в психологическую сферу различных околонаучных течений. Конец ХХ века еще раз удивил расцветом принципиально антинаучных направлений. Бурную деятельность развили парапсихологи, маги, колдуны, уфологи и т.п.
Профессиональные психологи не только не смогли дать достойный отпор подобным «диверсиям», но и сами нередко делегируют свои кадры «диверсантам», что является косвенным подтверждением методологической слабости психологии. Но наиболее вредоносное воздействие на научную психологию оказала такая «поп-наука» как «практическая психология», бросившая вызов всей научной методологии, практически открыто продекларировавшая разрыв теории и практики, поставившая во главу угла достижение сиюминутного видимого результата любой ценой.
Эти специфические явления усугубили проблемы психологии в русле общенаучного кризиса ХХ века. Решение проблемы кризиса психологии видится в двух аспектах: в общенаучном плане необходимо восстановить гармонию системы «анализ-синтез», создать условия для проявления творческой элиты, способной к синтетическому мышлению, «новых энциклопедистов».
Внутри самой психологии необходимо в первую очередь радикально пересмотреть программу подготовки психологов, всю устоявшуюся методологию образования. Подготовка психологов должна строиться на фундаментальных естественнонаучных знаниях. Успех в работе психолога зависит именно от широты охвата и глубины анализа всех составляющих человеческого поведения и психики.
Методика "Свободная классификация"
Автор: Е.Я. Агаева
Апробация:
Цель: определение уровня развития элементов логического мышления, уровня обобщения.
Стимульный материал: набор карточек с предметными изображениями.
Проведение обследования: ребёнку даётся инструкция: "Разложи картинки, подходящие друг к другу, так, чтобы получилось несколько групп". Ребёнок д ...
Монолог
Монолог
, монологическая речь (от моно . и греч. lógos - слово, речь), вид речи, совсем или почти не связанной (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. Монологическая речь обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и других сре ...
Формирование и развитие свойств восприятия
Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей.
В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в ...