Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Агрессия в детском и подростковом возрасте: причины, особенности, способы коррекции в рамках психологического и семейного консультирования
Страница 1

Материалы » Комплекс неполноценности и личностное самоопределение в детстве » Агрессия в детском и подростковом возрасте: причины, особенности, способы коррекции в рамках психологического и семейного консультирования

Осознание причин нарастания агрессивного поведения, изучение основных факторов агрессии - первое условие для того, чтобы попытаться перейти к социальной коррекции такого поведения. Конкретно же, это особенно необходимо для дальнейшего совершенствования всей педагогической практики. Работа с постоянно нарастающей агрессией, прежде всего, в среде подрастающего поколения, требует ясных психолого-педагогических и социально-психологических опор. Это тем более актуально, что трансформация нашего общества связана с перестройкой личности и сознания, и с переоценкой роли целого ряда личностно-психологических качеств. Среди прочего, это относится и к переоценке роли и места агрессии в развитии личности.

На базе ГОУ ЯО «Центр помощи детям» в рамках психологического и семейного консультирования нами проводится исследование агрессии детей в возрасте от 3 до 14 лет с такими нарушениями поведения, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), с гиперкинетическим расстройством и оппозиционно-вызывающим расстройством (ОВР). За 2006-2007 год в исследовании приняли участие 207 детей (3-14 лет), 33 подростка(15-17 лет). Были исследованы такие проявления агрессии как:

1) Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

2) Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не направленная.

3) Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4) Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5) Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6) Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7) Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8) Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Самым частым проявлением агрессии у детей являются вспышки злости или гнева, сопровождающиеся криком, брыканием, кусанием, драчливостью (физическая агрессия), негативизм, обида. Нормальными явлениями может считаться замахивание ребенка на мать за то, что она сделала что-то неприятное ему; стремление к независимости (“Я сам!”) первые попытки настоять на своем, вопреки желанию родителей.

Самыми частыми проявлениями агрессии в подростковом возрасте являются реакции раздражительности, оппозиции, активного негативизма, вербальные угрозы, чувство вины иногда жестокие поступки, направленные на домашних животных или более слабых людей.

Некоторые случаи агрессивного проявления, как адаптивное свойство, связанны с избавлением от фрустрации и тревоги. Если родители, воспитатели и педагоги относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности, такие как нытье, фырканье, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским “нельзя”, ребенок невольно испытывает сильнейшую депривацию - ограничение возможности удовлетворения своих потребностей. Другими словами, приводит к состоянию фрустрации. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции. Однако, если в более младшем возрасте родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, то чем старше становится ребёнок, тем чаще прибегают к угрозам, лишением удовольствий, изоляции.

Значительное внимание уделяется изучению двух основных видов («деструктивной» и «конструктивной») агрессии и их роль в социальной адаптации. В результате установлена возможность перевода «деструктивной» агрессии в «конструктивную» в ходе психокоррекционных и психотерапевтических занятий, что повышает уровень социальной адаптации ребёнка.

Также проводится исследование состава семей детей и подростков, обратившихся за помощью. На данном этапе исследования выявлено следующее. Большая часть детей и подростков с агрессивными тенденциями, направленными вовне, воспитывается в неполных семьях, где отсутствует один из родителей (чаще всего отец). В таких семьях дети больше предоставлены сами себе в связи с отсутствием у матерей времени на их воспитание и/или из-за конфликтов с отчимами. В тех случаях, когда мы сталкиваемся с аутоагрессией, зачастую имеет место воспитание в условиях чрезмерной строгости и усиления формализованных моральных требований.

Страницы: 1 2


Результаты исследования родительской мотивации
Разная степень готовности к сотрудничеству с коррекционным учреждением соответственно определила различные уровни родительской мотивации: высокий, средний, низкий. Мы дифференцировали их по числу набранных баллов: высокий уровень - 12 баллов, средний уровень - 7 баллов, низкий уровень - 5 баллов. Родители с высоким уровнем мотивации ха ...

Типы познавательных процессов
Базовой основой когнитивных исследований является то, что перед индивидуумом есть две реальности: ментальная и "настоящая" (объективная)." Настоящая" реальность дана человеку через органы чувств. Она не меняется в результате познавательного процесса. Ментальная модель конструируется индивидуумом в процессе познания ...

Индивидуальные особенности картины болезни
Изучение внутренней картины болезни представляется важным в силу того, что субъективная сторона заболевания не отделима от самой болезни. В клинической психологии пока отсутствуют работы, освещающие проблему субъективной стороны внутренней картины болезни с учетом особенностей функциональных асимметрий. Подход к проблеме внутренней кар ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru