Природа сна и сновидений во все времена занимала ум человека. Да и могло ли его не интересовать то во многом загадочное состояние, в котором каждый человек пребывает треть своей жизни и которое к тому же сопровождается странной психической деятельностью, проявляющейся отсутствием сознания и наличием сновидений. Многие философы Древней Греции исследовали проблемы сна. Аристотель даже посвятил этому свои трактаты «О сне» и «О вещих сновидениях», где он пытался дать физиологическое объяснение сна. Влияние сна на здоровье и диагностическая роль сновидений признавались и в тибетской медицине. По мере развития естествознания возникали различные теории, пытавшиеся научно объяснить механизмы сна. Так, одна из первых теорий объясняла причину наступления сна отравлением мозга особыми веществами — гипнотоксинами, накапливающимися в организме в период бодрствования. Другая теория связывала сон с перераспределением крови, а именно с изменением кровоснабжения мозга. Третья рассматривала сон как результат возбуждения особого «центра сна» в мозгу. Однако эти теории не давали всестороннего объяснения явлений, связанных со сном, не раскрывали причин чередования сна и бодрствования.
Условия возникновения сновидений, их отношение к душевной жизни во время бодрствования, зависимость их от внешних раздражителей, многие чуждые сознанию странности содержания сновидения, несовпадения между его образами и связанными с ними аффектами, быстрая смена картин в сновидении и способ их смещения, искажения и даже выпадении из памяти наяву – все эти и другие проблемы уже много сотен лет ждут удовлетворительного решения. На первом плане стоит вопрос о значении сновидения, имеющий двоякий смысл: во-первых, выяснение психического значения сновидения, связи его с другими душевными процессами и его функции, во-вторых, возможность толкования сновидения.
Типичные проблемы, с которыми сталкиваются подростки
Одной из проблем, с которыми сталкивается подросток, является такой важный для этого возраста процесс, как отделение от семьи. Понятно, что он является только одной стороной единого процесса: разделения подростка и семьи. Другая сторона этого – отделение самой семьи от подростка.
Отделение подростка от семьи – важнейшая предпосылка дос ...
Обеспечение готовности учащегося к занятиям
Собственно же формирование мотивации не может производиться непосредственно перед занятием – оно совмещается с формированием умения учиться в составе долговременной готовности к учению. В начале же занятия используются уже имеющиеся мотивы. При этом ситуативное развертывание мотивации предполагает мобилизацию всех подсистем деятеля, нас ...
Проявление кризиса у человека
Личностные кризисы – это психические состояния, которые, по определению Н.Д. Левитова, являются целостной характеристикой психической деятельности на определенном отрезке времени, показывающей своеобразие протекающих психических процессов в зависимости от отраженных предметов и явлений, предшествующих состояний и свойств личности. По св ...