В своей жизни человек постоянно подвергается воздействию многих факторов, которые могут угрожать его здоровью. В связи с этим возникает необходимость выяснить то, как люди с разными индивидуальными особенностями реагируют на заболевание и то, как личностные особенности могут способствовать сохранению здоровья или наоборот, затруднять выздоровление.
Отношение к болезни, как и вообще любое отношение, индивидуально, избирательно, сознательно, т.е. отражает индивидуальный или личностный уровень. Но при всей неповторимости, уникальности, его можно описать и как принадлежащее к определенным психологическим типам.
Существуют разные подходы к классификации психологических типов отношения людей к своей болезни. В отечественной психологии получил распространение подход, предложенный авторами А.Е. Личко и Н.Я. Ивановым, которые выделили 12 таких типов, которые в свою очередь можно объединить в три блока отношения к своей болезни. В первый блок входят типы отношений, при которых психическая и социальная адаптация человека существенно не нарушается; во второй и третий блок включены типы реагирования на болезнь, характеризующиеся наличием психической дезадаптации в связи с заболеванием.
Поведенческая психотерапия (систематическая десенсибилизация)
Систематическая десенсибилизация или постепенное погружение. Техника состоит в том, что больного очень постепенно подводят к пугающей ситуации, давая возникающим при этом ощущениям тревоги и страха время «осесть», утихнуть, прежде чем исчезнуть. Таким образом, вырабатывается условный рефлекс с «противоположным знаком», то есть связь меж ...
Методологические принципы психологии
Рассмотри более подробно принцип системности, принцип активности, принцип детерминизма и принцип развития.
Принцип системности в психологии – (греч. systema – составленное из частей) методологический подход к анализу психических явлений, рассматривающий соответствующее явление как систему, не сводимую к сумме своих элементов и обладающ ...
Типы познавательных процессов
Базовой основой когнитивных исследований является то, что перед индивидуумом есть две реальности: ментальная и "настоящая" (объективная)." Настоящая" реальность дана человеку через органы чувств. Она не меняется в результате познавательного процесса.
Ментальная модель конструируется индивидуумом в процессе познания ...