Существуют различные подходы к рассмотрению мотивации личности как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Прежде всего укажем на теории мотивации А. Маслоу и Г. Мюррея. В них авторы классифицировали потребности и задали определенную константную иерархию, тем самым определив структуру мотивации.
Однако выделенные переменные не всегда возможно выстроить в иерархию по их значимости для личности и стремлению к удовлетворению. В зависимости от вида ситуации - повседневной или экстремальной - доминирование потребностей может меняться.
В нашей работе мы придерживаемся системно-динамической модели, в которой мотивация рассматривается как "психодинамическая система личности, организующая (побуждающая, направляющая), регулирующая деятельность на пути осуществления определенного жизненного отношения личности к окружающему миру" (Магомед-Эминов, 1998).
В связи с этим выделяют субъектные (внутренние) и объектные (внешние) составляющие мотивации. Им соответствуют две стороны мотива, которые представляют два момента работы трансформации: экстернализацию и интернализацию мотива.
В целом, структура мотивации состоит из определенных иерархий мотивов, которые связаны друг с другом. Так, в экстремальных ситуациях ведущую роль в иерархии присваивают мотивации самосохранения, в которую входят такие стремления, как сохранение самоуважения, статуса, физической целостности, самого себя, своих идеалов.
Исследование будет проводиться на спортсменах, занимающихся экстремальными видами спорта. Интерес к подобной выборке обусловлен тем, что данные испытуемые с одной стороны переживают экстремальную ситуацию, т.е. возможны измерения до, во время и после опыта; а также это те люди, которые сами стремятся пережить подобное событие (экстремальную ситуацию). В исследовании будут использоваться следующие методы: наблюдение, беседа, опросные методы, а также метод неоконченных предложений.
Предполагаем, что полученные результаты проявят специфику поведения человека в экстремальных ситуациях, а также то, что выявятся определенные мотивационные детерминанты, характерные для данной ситуации.
В итоге, понимая и оценивая специфику поведения человека в экстремальной ситуации, мы сможем применять более эффективно методы психологической помощи.
Ассертивность как условие эффективного общения
На сегодняшний день актуальность разработки и применения тренинга ассертивности для подростков обусловлена социальными явлениями в нашем обществе и требованиями, которые предъявляются к подростку при его вступлении в мир самостоятельности. Подростковый возраст – период, протекание которого во многом определяет дальнейший жизненный путь ...
Рекомендации родителям
Родителям необходимо пересмотреть свое отношение к воспитанию ребенка, и научиться действовать согласованно при решении любого вопроса связанного с воспитанием их ребенка. Это необходимо для формирование в ребенке чувства ответственности и осознанности за свои поступки и поведение. При этом родителям необходимо учитывать психическое сос ...
Активизация сил организма
С помощью аутогенной тренировки возможно устранение сонливости, вызов чувства бодрости, подготовка к действию. Для этих целей возможно самовнушение стенических эффектов: гнева, ярости, вызывания соответству-ющих образных представлений и сопутствующим им соматических проявлений. Например, вызывание образов, связанных у данной личности с ...