Являясь подсистемой в общей системе формирования личности, воспитание само должно быть системно, обладать всеми присущими педагогическим системам элементами, где все должно быть взаимосвязано, взаимообусловлено, согласовано. Воспитание становится подлинно педагогическим, превращается в педагогическую систему, в процесс, в вид педагогической деятельности, когда осознается его цель, организуется и проводится подчиненная цели система педагогической работы, характерная особым, воспитывающим содержанием, формами, условиями, методами, приемами, средствами.
Воспитание, как и другие виды педагогической деятельности, закономерно. Эти закономерности специфичны, ибо специфичны цели, задачи воспитания, содержание, формы, методы, как и сама воспитанность. Принципы воспитания основаны на понимании их и опыте воспитания людей. Они отвечают на три педагогических вопроса: чему воспитывать? как организовать? какими методами достигнуть? Отсюда и три группы принципов: содержательные, организационные и методические
. Они тесно взаимосвязаны, перекрывают друг друга и реализуются в едином комплексе.
Содержательные принципы воспитания
позволяют отбирать и совершенствовать содержание воспитания и педагогические воздействия с учетом цели воспитания, ставить воспитателю и самоформирующемуся человеку промежуточные цели и задачи, конкретизировать их с учетом особенностей человека, группы, времени, места и условий.
Принцип воспитательной целеустремленности
обязывает всю работу формирующего себя человека и работу с ним строить с установкой на повышение уровня воспитанности, на достижение воспитательного эффекта, но с мыслью в сознании: «Не навреди!» (люди портятся легче, чем исправляются; невоспитанность легче предупредить, чем преодолеть). Без стремления руководствоваться этим принципом, без ясных целей и подчиненности их достижению содержания воспитательных усилий воспитательные возможности могут превратиться в «унесенные ветром». Важно стремиться в воспитании к полному достижению его целей, принимать все меры к этому.
Принцип цивилизованности и созидательности
предписывает при любой воспитательной работе, при любой конкретизации ответа на вопрос «чему воспитывать?» помнить, что главное – это возвышение, а не подавление человека, содействие в его подъеме на уровень ценностей и достижений человеческой цивилизации, культуры, интеллекта, а не отдельной корпоративной группки, не временным, а долговременным жизненным интересам в самореализации и самоутверждении. Главное – помочь стать достойной общего уважения личностью и индивидуальностью, гражданином мира, сыном своей Родины и народа России, продолжателем вековых традиций, созидателем, активным творцом. Место и роль воспитания в том, чтобы пробудить, развить, усилить стремление каждого человека к этому, сделать это стержнем, стратегической линией в своей жизни не на словах, а на деле, не когда-то потом, а в любом возрасте, здесь и сейчас.
Принцип связи с жизнью и деятельностью
подчеркивает необходимость конкретизации целей и задач воспитания человека с учетом далекой перспективы и имеющихся условий, этапа жизни, стоящих перед ним в данное время задач, осуществляемой деятельности. Так, содержание воспитания школьников, студентов и специалистов-практиков, имея долговременное общее, включает и различия. То же можно сказать и о содержании воспитания учителей, инженеров, врачей, военных, юристов и т.д.
Принцип содержательной преемственности и непрерывности воспитания
, опираясь на закономерную непрерывность происходящих в человеке по ходу жизни изменений, указывает на необходимость конкретизировать задачи воспитания с учетом возраста, проводившейся до этого работы, реального уровня воспитанности. Необходимо упорно продолжать линию на достижение долговременной цели воспитания, опираться на достигнутое.
Преемственность должна быть и при переходе человека из одной системы воспитания в другую. Например, система воспитания в вузе должна продолжать ту, которая существует в школе, но поднимать планку воспитанности до высот, нужных взрослому человеку и специалисту для самостоятельной жизни и профессиональной деятельности.
Основные признаки детского аутизма
Одним из основных признаков раннего детского аутизма является нарушение речевого развития. Речевые расстройства значительно варьируют по степени тяжести и по своим проявлениям. Выделяют 4 варианта нарушений речи при раннем детском аутизме. Не останавливаясь на них более конкретно, следует отметить, что, несмотря на большое разнообразие ...
Индивидуальные различия и стили мышления
Индивидуальные различия проявляются в качествах мышления:
- широта – способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время необходимых для дела частностей;
- глубина – умение проникать в сущность сложных вопросов;
- самостоятельность – умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других ...
Социальная ситуация развития
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значи ...