Под ними понимаются внешне выраженные способы организации воспитательного процесса. Классифицировать их можно по разным основаниям:
- по числу участвующих в них лиц: индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые,
- по частным задачам: культурные, спортивные, правовые, военно-патриотические и др.,
- по особенностям способов проведения: лекции (по вопросам воспитания), беседы, обсуждения, дискуссии, общие собрания, встречи с опытными, знающими и авторитетными людьми, посещение культурных мероприятий, индивидуальные поручения, коллективная работа, товарищеская помощь, опека, шефство, кураторство, управление, благотворительность и др.,
- по месту проведения: формы воспитания в процессе обучения, образования, труда, внешкольной работы, в быту, при занятиях спортом и др.,
- по времени проведения: плановые, профилактические, подведение итогов, отчет, групповая оценка, исправительные и др.
Формы тоже не сами по себе, не по названию, не по внешним признакам становятся воспитывающими. Решающее значение опять-таки имеет их педагогическая «начинка» - содержание, организация, условия, методика. Они делаются подлинно педагогическими, воспитывающими, когда организуются с полным учетом требований педагогических принципов воспитания, компетентным подбором и применением методов, средств и приемов. В противном случае они оказываются формальными, не затрагивающими умы и чувства их участников, а то и вызывающими внутренний протест, вредными.
К основам научно-педагогического знания относятся и другие разделы педагогики, которые более уместно рассмотреть в других главах.
Методика 2. Исследование уровня эмпатийных тенденций
Предлагаемая ниже методика используется для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание - это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными. ...
Онтогенез личности
На любом поступке человека сказывается предшествующий онтогенез личности. Но между поступками и онтогенезом нет простых отношений следствия и причины. Поэтому, изучение только поступков человека, его деятельности, не может дать точного представления об онтогенезе личности. Необходимо исследовать установки к действию. Именно на этом пути ...
Личностная готовность
Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе.
В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готов ...