Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Протоколы эксперимента

Перед испытуемыми было поле с клавишами, с помощью которых они могли влиять на компоненты светового поля. При этом имелись простые "операторы", которые, например, заключались в том, что нажатие на определенную клавишу просто включало третий компонент светового поля "в круг". Если третий компонент был "красным", то нажатием на клавишу он сменялся "зеленым", новое нажатие на клавишу делало из "зеленого" "желтый", следующее нажатие "голубой", новое нажатие снова "красный". Имелся "оператор обмена", который менял положение двух компонентов светового поля. Из "красный-желтый-зеленый" нажатием на соответствующую клавишу получался "зеленый-желтый-красный".

И, наконец, имелась очень сложная, зависящая от определенных условий, операция примерно следующего вида: Если поле 1 было "красным" и поле 2 "зеленым", то нажатие на клавишу вызывало то, что третье поле становилось "желтым". Но если поле 1 "зеленое" и поле 2 также "зеленое", то нажатие на клавишу действует так, что третье поле становится "голубым". Действие клавиш было неизвестно испытуемым до первой задачи.

Задачи для этой клавиатуры имели приблизительно следующий образ: "Превратите комбинацию "красный-красный-красный" в комбинацию "зеленый-зеленый-зеленый". Задачи такого рода могли быть очень запутанными.

Райтер давал своим испытуемым десять задач такого рода. Он работал с двумя группами испытуемых, экспериментальной и контрольной группами. Испытуемые контрольной группы должны были после каждого решения описывать свои гипотезы о действии клавиш. Испытуемые экспериментальной группы должны были просто размышлять только о своем собственном мышлении. Они должны были, следовательно, отрефлексировать то, что они делали и обдумывали при решении последней задачи, чтобы прийти к решению.

Иначе говоря, различие между группами состояло в том, что в контрольной группе внимание испытуемых было сконцентрировано на предметном содержании решаемых задач, напротив, испытуемые экспериментальной группы преимущественно должны были рассматривать собственные мыслительные формы, применявшиеся для достижения цели. Это различие оказалось решающим: испытуемые экспериментальной (саморефлексирующей) группы намного лучше справились с заданием. В среднем им требовалось гораздо меньше операций, чтобы преобразовать данную ситуацию в желаемую (в отдельных задачах эта разница достигала 70-80 операций, естественно, в пользу экспериментальной группы). Снижение числа операций при решении задач в экспериментальной группе было стабильным. Сравнение достижений этих испытуемых от первой до последней задачи позволяет предположить, что в ходе эксперимента испытуемые действительно научились решать задачи такого типа и что их успехи были не случайны. Напротив, у испытуемых контрольной группы успехи хаотически чередуются с неудачами, поэтому с большой вероятностью можно утверждать, что эти испытуемые не обнаружили принцип решения (следовательно, плохо разобрались в действии клавиш).

Попытаемся проинтерпретировать полученные результаты. Для этого сопоставим характер обдумывания в промежутках между отдельными задачами с его действием на успешность решения последующих задач. Итак, в контрольной группе был получен такой эффект: низкая обучаемость при проработке конкретных предметных гипотез, выдвигавшихся при решении предыдущей задачи. В экспериментальной группе — высокая и стабильная обучаемость при проработке абстрактных мыслительных форм, использовавшихся при решении предыдущей задачи.


Восьмицветовой тест Люшера[4]
Существует два варианта данного теста: ¨ классический (или традиционный) позволяет внутриличностные проблемы и конфликты; ¨ тест Филимоненко – измерение психофизиологического состояния человека. Позволяет выявить внутреннее эмоциональное состояние ребенка на данный момент времени. Достоинства данного теста: 1. скорость пров ...

Исследования причин выгорания
По С. Maslach и М. Leiter, выгорание есть продукт взаимодействия личностных и ситуационных факторов, то есть результат несоответствия между личностью и работой. Авторы рассматривают выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности. В опроснике К. Маслач выгорание операционализир ...

Взаимосвязь особенностей восприятия музыки и личностных характеристик старшеклассников
На сегодняшнем этапе в связи с тенденциями гуманизации науки и образования в музыкальной психологии существует интерес к изучению целостных психических процессов личности, участвующих в создании, воспроизведении и восприятии музыкального произведения. Вопросы, которые поднимает это направление, касаются различных сфер соприкосновения му ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru