Вирджиния Сатир – наиболее известный семейный терапевт гуманистического направления. Работая с семьями, она ориентируется на прояснение существующих внутри семьи стилей общения и повышения самооценки и самоуважения каждого члена семьи. Она считает, что самооценка – движущая сила развития человека. Сатир разработала классификацию стилей общения:
1. миротворец – всегда соглашается, извиняется, старается угодить и сохранить мир в семье любой ценой
2. обвинитель – доминирует, критикует, обвиняет всех и все
3. сверхблагоразумный – сохраняет эмоциональное отчуждение, спокойствие, сверхлогичен и сверхрационален
4. разрушить – игнорирует вопросы, сдвигает акценты, не способен что-либо предложить
5. конгруэтное общение – настоящий стиль общения, где человек искренне (в отличие от других стилей общения) выражает свои чувства и отвечает за свои поступки.
По мнению Сатир, различные нарушения в семье вызывают не «плохие» люди, а «плохие» правила. В процессе консультации очень важно смещать акценты с отдельного пациента и сводить к минимуму обвинения в его адрес и необходимо, чтобы члены семьи осознали свои ценности и семейные правила. Также консультанта должен помочь семье модифицировать те правила, которые являются неуместными для семьи и приводят к возникновению напряжения.
Сальвадор Минухин определяет семью как «открытую социокультурную систему, находящуюся в процессе преобразования», под которым он понимает постоянное изменение семьи во времени. Эти изменения могут проходить как под влиянием внутренних проблем, так и под воздействием требований общества. Он считал, что семейное консультирование происходит через «подсистемы» - супружескую, родительско-детскую и пр. Для правильного функционирования семьи границы этих подсистем должны быть четкими, но гибкими. Нечеткие границы выливаются в путаницу, а слишком жесткие – прерывают любые коммуникации между подсистемами и не допускают никаких изменений. Минухин создал диаграмму структуры семьи, с символами, обозначающие подсистемы и типы границ между ними. Цель семейной терапии по Минухину – создать семейную систему адаптивной. Подсистемы должны быть с состоянии отвечать на внешнее и внутреннее напряжение, сохранять при этом необходимый контакт друг с другом.
Организация и содержание исследования. Организация
исследования
Исследование проводилось в сентябре - октябре 2004 года. В исследовании приняло 44 дошкольника (21воспитанник д\с «Снегурочка» и 23 воспитанника д\с «Гнездышко»), в возрасте 6 лет.
В исследуемую группу вошло 18 мальчиков и 26 девочек. Все испытуемые воспитываются в русскоязычных семьях, посещают обычные по образовательной направленност ...
5. Лосось
В лососе много витамина D. Помимо этого он содержит большое количество жирных кислот омега-3, которые считаются злейшими врагами стресса. Поэтому суши с лососем в период депрессии будут очень кстати. ...
Изучение младшего школьного возраста в работах Бине
В своей книге «Современные идеи о детях» А. Бине пишет, что в центре внимания его исследований находятся способности детей и их связь с процессами воспитания и обучения. Бине изучал способности на выборке мальчиков от 6 до 14 лет. Его интересовали индивидуальные различия детей по способностям; интересовало, можно ли развивать способност ...