Вирджиния Сатир – наиболее известный семейный терапевт гуманистического направления. Работая с семьями, она ориентируется на прояснение существующих внутри семьи стилей общения и повышения самооценки и самоуважения каждого члена семьи. Она считает, что самооценка – движущая сила развития человека. Сатир разработала классификацию стилей общения:
1. миротворец – всегда соглашается, извиняется, старается угодить и сохранить мир в семье любой ценой
2. обвинитель – доминирует, критикует, обвиняет всех и все
3. сверхблагоразумный – сохраняет эмоциональное отчуждение, спокойствие, сверхлогичен и сверхрационален
4. разрушить – игнорирует вопросы, сдвигает акценты, не способен что-либо предложить
5. конгруэтное общение – настоящий стиль общения, где человек искренне (в отличие от других стилей общения) выражает свои чувства и отвечает за свои поступки.
По мнению Сатир, различные нарушения в семье вызывают не «плохие» люди, а «плохие» правила. В процессе консультации очень важно смещать акценты с отдельного пациента и сводить к минимуму обвинения в его адрес и необходимо, чтобы члены семьи осознали свои ценности и семейные правила. Также консультанта должен помочь семье модифицировать те правила, которые являются неуместными для семьи и приводят к возникновению напряжения.
Сальвадор Минухин определяет семью как «открытую социокультурную систему, находящуюся в процессе преобразования», под которым он понимает постоянное изменение семьи во времени. Эти изменения могут проходить как под влиянием внутренних проблем, так и под воздействием требований общества. Он считал, что семейное консультирование происходит через «подсистемы» - супружескую, родительско-детскую и пр. Для правильного функционирования семьи границы этих подсистем должны быть четкими, но гибкими. Нечеткие границы выливаются в путаницу, а слишком жесткие – прерывают любые коммуникации между подсистемами и не допускают никаких изменений. Минухин создал диаграмму структуры семьи, с символами, обозначающие подсистемы и типы границ между ними. Цель семейной терапии по Минухину – создать семейную систему адаптивной. Подсистемы должны быть с состоянии отвечать на внешнее и внутреннее напряжение, сохранять при этом необходимый контакт друг с другом.
Педагогическая психология в системе психологических наук
В 19 в. Павел Блонский, занимавшийся детской психологией, проблемами развития памяти и мышления, так определял педагогическую психологию: «Педагогическая психология – та ветвь прикладной психологии, которая занимается приложением выводов теоретической психологии к процессу воспитания и обучения».
Лев Семенович Выготский в 1910 г. дал т ...
Влияние пессимистического / оптимистического стиля объяснения успехов и
неудач на успешность в деятельности
Эта проблема неразрывно связана с проблематикой мотивации достижения, активно разрабатывающей в современной психологии. Что заставляет людей бороться и не сдаваться перед лицом неудач? Существует ряд психологических теорий, предметом изучения которых стали особенности когниций, стиль мышления человека, т.е. то, как человек воспринимает ...
Социально-психологические аспекты образовательной миграции
Цель исследования: изучение субъективных характеристик опыта образовательной Студенты-мигранты с Кавказа и из стран Средней Азии ощущают по отношению к себе более сильные ксенофобские настроения со стороны местных жителей, чем студенты-мигранты с Украины;
Культурный шок наиболее сильно выражен у мигрантов с Кавказа, слабее – у мигранто ...