Прежде чем переходить к определению и описанию мышления животных, сформулируем определение мышления человека, данное психологами.
Мышление – это опосредованное и обобщённое отражение действительности, в основе которого лежит произвольное оперирование образами и которое даёт знание о наиболее существенных свойствах, связях и отношениях между объектами окружающего мира.[2]
Мышление является самой сложной формой психической деятельности, поэтому разные учёные, занимающиеся его изучением, дают разные определения в зависимости от того, на что конкретно в этом многогранном процессе они делают акцент. Психолог О.К.Тихомиров, объединяя различные существующие мнения, определяет мышление как познавательную деятельность, продукты которой характеризуются обобщённым, опосредованным отражением действительности.[3]
Психолог А.В.Брушлинский подчёркивал, что мышление – это прежде всего «отыскание и открытие существенно нового».[4]
По мнению С.Л.Рубинштейна, разумное поведение должно быть адекватно ситуации и целесообразно использовать соотношения между предметами для опосредованного на них воздействия. Такое поведение должно достигаться не вслепую, а в результате познавательного выделения объективных условий, существенных для действия. Он подчёркивал также, что мышление не сводится к функционированию уже готовых знаний; оно должно быть раскрыто прежде всего как продуктивный процесс, способный приводить к новым знаниям. [5].
Н.Н. Данилова предлагает рассматривать мышление как «процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории.»[6].
Некоторые упомянутые в определениях мыслительные операции можно обнаружить и у животных. Для того чтобы выбрать критерии точного определения тех актов поведения животных, которые действительно можно считать зачатками мышления, мы обратим особое внимание на формулировку нейропсихолога А.Р.Лурия. Определение понятия мышления, данное им применительно к человеку, позволяет разграничить этот процесс с другими типами психической деятельности и даёт критерии для выявления зачатков мышления у животных.
«Акт мышления возникает только тогда, когда у субъекта существует соответствующий мотив, делающий задачу актуальной, а решение её необходимым, и когда субъект оказывается в ситуации, относительно выхода, из которой у него нет готового решения – привычного, т.е. приобретённого в процессе обучения или врождённого». (Лурия, 1966). Итак, критериями наличия зачатков мышления у животных могут быть следующие особенности:
«экстренное появление ответа в отсутствие готового решения» (Лурия,1966);
«познавательного выделения объективных условий, существенных для действия» (Рубинштейна,1958);
«обобщённым, опосредованным отражением действительности; отыскание и открытие существенно нового » (Брушлинский, 1983);
К настоящему времени сформулированы следующие представления о мышлении животных.
Элементы мышления проявляются у животных в разных формах. Это может выражаться в выполнении разных операций (например, обобщение, абстрагирование, сравнение, логический вывод, экстренное принятие решения за счёт оперирования эмпирическими законами и др.).
Разумные акты у животных связаны с обработкой разного рода сенсорной информации (звуковой, обонятельной, разных видов зрительной - пространственной, количественной, геометрической) в разных функциональных сферах - пищедобывательной, оборонительной, социальной, родительской и др.
Мышление животных - не просто способность к решению той или иной задачи. Это системное свойство мозга, причем чем выше филогенетический уровень животного и соответствующей структурно-функциональной организации его мозга, тем большим диапазоном интеллектуальных возможностей оно обладает.[2]
Изучение младшего школьного возраста в работах Бине
В своей книге «Современные идеи о детях» А. Бине пишет, что в центре внимания его исследований находятся способности детей и их связь с процессами воспитания и обучения. Бине изучал способности на выборке мальчиков от 6 до 14 лет. Его интересовали индивидуальные различия детей по способностям; интересовало, можно ли развивать способност ...
Механизмы сна
В состоянии медленного сна клетки мозга не выключаются и не снижают своей активности, а перестраивают ее; при парадоксальном сне большая часть нейронов коры головного мозга работает столь же интенсивно, как и при самом активном бодрствовании. Таким образом, обе фазы сна играют важнейшую роль в жизнедеятельности, они, по-видимому, связан ...
Мотивационная структура личности в экстремальной ситуации
Существуют различные подходы к рассмотрению мотивации личности как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Прежде всего укажем на теории мотивации А. Маслоу и Г. Мюррея. В них авторы классифицировали потребности и задали определенную константную иерархию, тем самым определив структуру мотивации.
Однако выделенные переменные не ...