Понятие «лидер» связано с понятием «управление» и «руководства».
Лидерство определяется, во-первых, как ведущее положение отдельного лица социальной группы, класса, партии, государства, что обусловлено более эффективными результатами деятельности (экономической, политической, спортивной и т.д.), во-вторых, как процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, что обусловлено индивидуальной инициативой их членов.
В отличие от лидера руководитель всегда выступает посредником социального контроля и административно-государственной власти. Лидер – это член группы, который добровольно взял на себя значительную меру ответственности в достижении групповых целей, нежели того требуют формальные предписания или общественные нормы. Формальный лидер назначается или выбирается, приобретая таким образом официальный статус руководителя. Неформальный лидер – это член группы, который наиболее полно в своем поведении отвечает групповым ценностям и нормам. Он ведет группу, стимулируя достижения групповых целей и проявляя при этом более высокий уровень активности в сравнении с другими членами группы.
В отечественной социальной психологии определены отличия в содержании понятий «лидер» и «руководитель». Б.Д. Парыгин отмечает такие отличия:
- лидер призван осуществлять преимущественно регуляцию межличностных отношений в группе, а руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений;
- лидерство возникает при условиях микросреды, руководство же – элемент макросреды, оно связано со всей системой общественных отношений;
- лидерство возникает стихийно, руководитель или назначается, или выбирается;
- явление лидерства менее стабильно, зависит от настроения группы, руководство – более стабильно;
- руководство подчиненными в сравнении с лидерством имеет определенную систему санкций;
- процесс принятия решения руководителем более сложный и опосредован обстоятельствами, которые не обязательно имеют истоки в данной группе, лидер принимает непосредственные решения, относящиеся к групповой деятельности;
- сфера деятельности лидера – по большей части – малая группа, где он является лидером; сфера деятельности руководителя более широкая, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.
Однако лидер и руководитель имеют дело с однопорядковым типом проблем, а именно – они должны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач. В психологической характеристики их деятельности имеется и много общих черт. Однако при этом, лидерство – это чисто психологическая характеристика поведения отдельных членов группы. Руководство в большинстве своем является социальной характеристикой отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.
Конфликт: источники возникновения и формы протекания
Слово «конфликт» происходит от латинского корня и означает «столкновение». В конфликте всегда имеются участники или субъекты (люди, организации, структуры и пр.), всегда существует предмет конфликта и причина конфликта (при этом причина конфликта может существенно отличаться от предмета) и проявляется конфликт во взаимоотношениях участн ...
Лингвистическое.
Наш язык – это наша жизнь. Мы можем сказать лишь то, о чем можем подумать и что можем сделать. Обучение пониманию и управлению структурой нашего языка играет ключевую роль в этом мире, где все больше и больше ценится способность к общению.
Язык является мощным инструментом, особенно в бизнесе. Это своеобразная валюта деловых взаимоотно ...
Анализ интерактивной стороны общения. Мои эго –
состояния (Родитель, Взрослый, Дитя) и моя жизненная установка (согласно
транскатному анализу), причины их возникновения.
Интерактивная сторона общения включает в себя три состояния, а именно Взрослый, Родитель и Дитя. Эти состояния проявляются у каждого человека в различных жизненных ситуациях, в различной обстановке и с разными людьми.
Родитель, например, проявляет себя в ситуации, когда один человек просит о помощи у другого, в разрешении вопроса котор ...