Первые работы о свойствах нервной системы И.П. Павлова появились в начале 1920-х годов и долгое время оставались прерогативой физиологов, изучавших высшую нервную деятельность человека. Психологи стали заниматься ею на рубеже 1950-1960 гг. благодаря усилиям Б.М. Теплова, а затем и других ученых.
Созданное И.П. Павловым учение, как и при развитии любой теории научного направления стало противоречить некоторым новым экспериментальным данным. Данное учение о свойствах нервной системы получило свое дальнейшее развитие в лаборатории под руководством Б.М. Теплова и его последователя во взглядах В.Д. Небылицына.
Б.М. Теплов открыл закон об обратном соотношении силы нервной системы и чувствительности и реактивности. Обнаружение этой закономерности имеет принципиальное значение для целого ряда направлений в науке об индивидуальных различиях человека и животных. Оно позволяет дать разумное объяснение самому факту сохранения «слабых» особей в ходе биологической эволюции: слабая нервная система менее вынослива, но зато она в силу своей высокой чувствительности имеет больше шансов для боле раннего обнаружения источника пищи или, напротив, опасности. Она позволяет также – с точки зрения педагогической и психологической – рассматривать слабую нервную систему как систему, обладающую, на основе более высоких реактивных возможностей, такими путями разрешения жизненных задач, которые обеспечивают ей достижение, не менее высоких, чем возможные для «сильных» индивидов. Таким образом, слабая нервная система есть система другого типа взаимодействия со средой, а вовсе не другого уровня совершенства по сравнению с сильной.
Наиболее полную и стройную структуру свойств нервной системы предложил В.Д. Небылицын. Он исходил из того, что существуют четыре первичных свойства нервной системы: сила, подвижность, динамичность, лабильность, которые характеризуют как возбуждение, так и торможение. Соотношение между нервными процессами по этим свойствам дает возможность говорить о четырех вторичных свойствах: балансу по силе; балансу по подвижности; балансу по динамичности; балансу по лабильности.
Б.М. Теплову и В.Д. Небылицыну принадлежат и первые описания понятия об общих и парциальных свойствах нервной системы.
Моделирование.
Если кто-то может сделать это, каждый сможет сделать это. Это основа моделирования. Моделирование в большей степени касается того, «как», чем «почему». Есть шутка о том, что НЛПеры, начиная беседу, говорят не «Как поживаете?», а «Как вы это делаете?». Моделирование – это состояние любопытства и самоотверженности. Это желание слушать, см ...
Соотношение понятий «воспитание» и «социализация»
Воспитание – это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смы ...
Деятельностный подход в зарубежной психологии
Деятельностную “парадигму” в психологии, социологии, философии, педагогике и так далее развивают теперь не только отечественные, но и зарубежные специалисты.
Зарубежные психологи, как и отечественные, в своих работах обращали внимание на факт активного начала в деятельности. В теории деятельности Леонтьев утверждал через понятие деятел ...