Э. Толмен критиковал Уотсона за молекулярность подхода. [1]
"Поведение - целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром. В основе поведения лежат потребности животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду."
По Толмену поведение - целостный акт, направленный на цель, селективный, пластичный и т.д. Толмен различал три разновидности детерминант поведения:
1) независимые переменные (первоначальные причины поведения) стимулы и исходное физическое состояние организма;
2) способности, т.е. видовые свойства организма;
3) вмешивающиеся внутренние переменные - намерения (цели) и познавательные процессы. Он ввел понятие "когнитивной карты". Когнитивная карта - это структура, которая складывается в мозгу животного в результате переработки поступающих извне воздействий. Она включает сложную сигнификативную структуру соотношения между стимулами и целями (sign-gestalt) и определяет поведение животного в ситуации актуальной задачи. Совокупность таких карт позволяет адекватно ориентироваться в ситуации жизненных задач в целом, в том числе и для человека. Несмотря на все оговорки, связанные с попытками избежать ментализма, фактически в результате введения промежуточных переменных поведение реально получает психологическую характеристику. Выводы, полученные на животных Толмен распространял на человека, разделяя тем самым биологизаторские позиции Уотсона.
Система взаимоотношений
Центральный психологический процесс в юношеском самосознании — формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства (Э. Эриксон).
Взаимоотношения со сверстниками
В ранней юности человеку присуща потребность в общении:
· интенсивное физическое и умственное развитие приводит к расшире ...
Постановка задач
Задача в психологии определяется как единство цели и конкретных условий ее достижений. [7]
«Постановка задачи предполагает выявление и анализ конкретных объективных и субъективных факторов и условий, способствующих или препятствующих достижению цели.
Вместе с тем в процессе сбора информации о конкретных условиях и факторах достижения ...
Выделение критериев зрелости личности на основе опросника
В основе проведенного исследования лежит концептуальная модель рефлексивности личности Семенова И.Н. (1990, 2000).
Содержательному (SP = Substantial Parameter) (от 12 до 28 баллов)
Порядку целей (OO = The Order of Objects) (от 0 до 24 баллов)
Соотношению жизненных и профессиональных целей (RLPO = The Ratio of Life and Professional Ob ...