Если рассматривать место конфликта в деятельности социальной подсистемы, становится очевидно, что функциональный конфликт зачастую становится отправной точкой в стабилизации системы. Американский исследователь Л.Козер, проанализировав причинно-следственные связи, определяющие, каким образом конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и ее приспособляемость к изменению внешних условий, предложил схему структуры этапов конфликтного взаимодействия[3], которую мы приводим на рисунке 2.
Рисунок 2
Процесс развития отношений в социальной подсистеме
Можно сказать, что социальный конфликт, таким образом, представляет собой сложное социальное взаимодействие, содержанием которого является процесс развития и разрешения непримиримых противоречий, т.е. таких, которые невозможно разрешить без изменения ряда факторов взаимодействия между вступающими в него социальными группами. Из этого можно сделать вывод, что изменение отношений – обязательное условие разрешения конфликта.
Самыми серьезными социологи считают межнациональные конфликты[4], которые возникают, как правило, на эмоциональном уровне и не содержат рациональных начал. Так, например, возникшая в начале перестройки «национальная эйфория республик» привела к тому, что на территории бывшего СССР уже через год после референдума 17 марта 1991 г. было зарегистрировано 180 крупных конфликтов.
Особый тип социальных конфликтов представляют конфликты на предприятиях, которые проявляются в самых различных формах.
Основная форма – социальная напряженность, проявляющаяся в актах неповиновения администрации, и пр. Высшей формой конфликтной ситуации в этом случае является забастовка.
Выделяют как простые формы конфликтов – забастовки, саботаж, травля, словесная и физическая агрессия, так и сложные формы - общественный протест, бунт, революция, война, представляющие собой переплетение простых.
Обеспечение готовности учащегося к занятиям
Собственно же формирование мотивации не может производиться непосредственно перед занятием – оно совмещается с формированием умения учиться в составе долговременной готовности к учению. В начале же занятия используются уже имеющиеся мотивы. При этом ситуативное развертывание мотивации предполагает мобилизацию всех подсистем деятеля, нас ...
Биографические сведения
Детские и юношеские годы А.В. Запорожца прошли в Киеве, где он в начале 20-х гг. увлекается театром и участвует в студии тогда известного реформатора театрального искусства Леся Курбаса. Именно в это время формируется интерес Запорожца к психологии, к научному познанию внутреннего мира человека, к исследованию возникновения его мыслей и ...
Психодинамические методы
Эти методы основаны на концентрации приоритетной роли интрапсихических конфликтов в механизмах возникновения психических конфликтов в механизмах возникновения психических расстройств, являющихся результатом динамической и часто бессознательной борьбы противоречивых моментов внутри личности; они направлены на выявление и устранение подоб ...