Если рассматривать место конфликта в деятельности социальной подсистемы, становится очевидно, что функциональный конфликт зачастую становится отправной точкой в стабилизации системы. Американский исследователь Л.Козер, проанализировав причинно-следственные связи, определяющие, каким образом конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и ее приспособляемость к изменению внешних условий, предложил схему структуры этапов конфликтного взаимодействия[3], которую мы приводим на рисунке 2.
Рисунок 2
Процесс развития отношений в социальной подсистеме
Можно сказать, что социальный конфликт, таким образом, представляет собой сложное социальное взаимодействие, содержанием которого является процесс развития и разрешения непримиримых противоречий, т.е. таких, которые невозможно разрешить без изменения ряда факторов взаимодействия между вступающими в него социальными группами. Из этого можно сделать вывод, что изменение отношений – обязательное условие разрешения конфликта.
Самыми серьезными социологи считают межнациональные конфликты[4], которые возникают, как правило, на эмоциональном уровне и не содержат рациональных начал. Так, например, возникшая в начале перестройки «национальная эйфория республик» привела к тому, что на территории бывшего СССР уже через год после референдума 17 марта 1991 г. было зарегистрировано 180 крупных конфликтов.
Особый тип социальных конфликтов представляют конфликты на предприятиях, которые проявляются в самых различных формах.
Основная форма – социальная напряженность, проявляющаяся в актах неповиновения администрации, и пр. Высшей формой конфликтной ситуации в этом случае является забастовка.
Выделяют как простые формы конфликтов – забастовки, саботаж, травля, словесная и физическая агрессия, так и сложные формы - общественный протест, бунт, революция, война, представляющие собой переплетение простых.
Копинговые механизмы в саморегуляции поведения
Особую актуальность проблеме совладающего поведения личности придает социальная ситуация, сложившаяся в современной России. Прежде всего, она характеризуется глобальными изменениями, усиливающими динамику формирования личности.
Социально-экономические трансформации, происходящие в российском обществе, создают для многочисленных групп н ...
Подготовка практических психологов образования Англии и Уэльса
Психологические службы Англии имеют несколько источников своего происхождения. Один из них можно проследить от сэра Сирилла Берта, первого в Англии педагогического психолога, который в 1913 году был приглашен Советом Лондонского графства для консультирования по проблемам индивидуальных особенностей школьников, а также для консультирован ...
Вопросы диагностики студентов к профессиональной деятельности
Кафедра психологии АГПУ ведет работу в указанном направлении в течение ряда лет. Ежегодно обновляются тестовые программы, позволяющие диагностировать психологическую готовность абитуриентов к учебно-профессиональной педагогической деятельности, и Разработана программа психологического сопровождения студентов 1-2-х курсов в период педаго ...