Если рассматривать место конфликта в деятельности социальной подсистемы, становится очевидно, что функциональный конфликт зачастую становится отправной точкой в стабилизации системы. Американский исследователь Л.Козер, проанализировав причинно-следственные связи, определяющие, каким образом конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и ее приспособляемость к изменению внешних условий, предложил схему структуры этапов конфликтного взаимодействия[3], которую мы приводим на рисунке 2.
Рисунок 2
Процесс развития отношений в социальной подсистеме
Можно сказать, что социальный конфликт, таким образом, представляет собой сложное социальное взаимодействие, содержанием которого является процесс развития и разрешения непримиримых противоречий, т.е. таких, которые невозможно разрешить без изменения ряда факторов взаимодействия между вступающими в него социальными группами. Из этого можно сделать вывод, что изменение отношений – обязательное условие разрешения конфликта.
Самыми серьезными социологи считают межнациональные конфликты[4], которые возникают, как правило, на эмоциональном уровне и не содержат рациональных начал. Так, например, возникшая в начале перестройки «национальная эйфория республик» привела к тому, что на территории бывшего СССР уже через год после референдума 17 марта 1991 г. было зарегистрировано 180 крупных конфликтов.
Особый тип социальных конфликтов представляют конфликты на предприятиях, которые проявляются в самых различных формах.
Основная форма – социальная напряженность, проявляющаяся в актах неповиновения администрации, и пр. Высшей формой конфликтной ситуации в этом случае является забастовка.
Выделяют как простые формы конфликтов – забастовки, саботаж, травля, словесная и физическая агрессия, так и сложные формы - общественный протест, бунт, революция, война, представляющие собой переплетение простых.
Особенности межличностного общения в подростковом возрасте
Человек - существо социальное. Включенность личности в общественные отношения обуславливает тезис о первостепенной роли социального общения в этом процессе. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием. В решении сложных з ...
Нестандартная ситуация в педагогическом взаимодействии
Призванный обществом помочь ребенку вступить во взрослую жизнь в качестве не просто полноправного, а прежде всего достойного члена общества, он зачастую должен противостоять таким мощным институтам социализации, как семья (если она неблагополучная), средствам массовой информации, Интернету (при отсутствии в них цензуры), компании асоциа ...
Методическая разработка учебной лекции. I.Тема: Структурализм
Данная тема является ключевой для понимания студентов того, как происходило развитие определенных взглядов в процессе становления психологии и как происходило изменение этих взглядов.
Для проведения данной лекции был использован материал Шульц Д.П. «История современной психологии» ...