Актуальные проблемы высшего профессионального образования
Социально-личностные компетенции относятся к человеку как к индивиду, субъекту деятельности, личности и раскрывают способность личности к позитивному интеллектуальному, психологическому и волевому саморазвитию и изменению, а также готовность ее к жизнедеятельности во многих контекстах ее социального взаимодействия, достижения согласия с другими. Данный вид компетенций относится к категории универсальных и наряду с общекультурными, общенаучными и инструментальными, служат фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и быть подготовленным к продолжению образования как на второй (магистерской) ступени высшего профессионального образования (для бакалавра), так и в сфере дополнительного и послевузовского образования. Рассматриваемые компетенции включают содержательные обобщения социально-личностных знаний и умений (персональная компетентность); мотивационно-смысловую составляющую направленности (компетенции детерминации деятельности); а также нравственно-этические нормы социально-профессионального поведения человека (коммуникативная и интерактивная компетенция).
Введение понятия социально-личностных компетенций в теорию и практику высшего профессионального образования означает, что для обеспечения качества подготовки выпускников, необходимо решение ряда проблем:
1 Постановка четкого и однозначного определения данного феномена.
2 Выявление структуры и описание состава компонентов социально-личностных компонентов.
3 Определение критериев, методов и методик оценки социально-личностных компетенций как результата образования.
Целью нашего исследования стало определение компонентной структуры социально-личностных компетенций выпускников вузов.
Выделенная структура позволит отобрать инструментарий для оценки уровня сформированности социально-личностных компетенций как одного из показателей качества подготовки выпускников вузов.