Вот я и дети, которых дал мне Бог.
Евр. 2, 13
Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева.
Пс. 126,3.
Нелегко христианину жить сегодня в миру, полном соблазнов, нехристианских обычаев, когда нет рядом носителей Духа Божия.
Трудности связаны еще с тем, что семейный христианин должен духовно бороться не только за себя, но и за свою семью — супругу и детей.
Иные думают, что вдвоем легче идти по пути к спасению. Да, но только в том случае, если они единодушны. Тогда лишь оправдывается изречение премудрого Соломона: «Двоим лучше, нежели одному» (Еккл, 4, 9). Но так бывает далеко не всегда, и в жизни довольно часто мы сталкиваемся с тем, когда, по словам Господа, врагами человека становятся домашние его (Мф. 10, 36).
Есть ещё одно обстоятельство.
Если о жизни в монастыре повествует богатая святоотеческая литература, которая с исчерпывающей полнотой описывает путь иноков, то духовный опыт мирян, и в частности, опыт воспитания детей, отражен в ней значительно беднее.
Какова должна быть основная цель воспитания ребенка?
Некоторые матери главное внимание обращают на то, чтобы дети хорошо питались и выросли здоровыми. Другие родители стараются более всего дать хорошее образование. Третьи — прилагают усилия, чтобы развить в чадах природные дарования, и мечтают увидеть в них талантливых музыкантов, художников или ученых.
Иное должно быть на первом месте у родителей-христиан. Они прежде всего обязаны заботиться о том, чтобы дети выросли в непоколебимой вере, живыми членами Церкви, чтобы в душе их изобразился. Христос (Гал. 4, 19), чтобы более всего в мире они возлюбили Бога, а «ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22, 37—40), и целью своей жизни ставили стяжание Духа Святого Божия» (из слов преподобного Серафима).
Если достигнут родители того, то все остальное: и образование, и развитие дарований, и здоровье, — все приложится само собой, так как Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).
Преподобный Серафим говорил одной матери: «Матушка, матушка. Не торопись учить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится им потом».
Как достигнуть этого, как «приготовить душу» детей?
При решении всякой задачи следует, как говорят мудрецы, искать идеального решения. «Поставьте себе идеал как можно выше и стремитесь его достичь», — советует один из философов. И хотя бы такой идеал казался очень трудным для достижения в современных условиях жизни, все же к нему надо стремиться по мере сил и возможностей.
В самом важном для родителей деле — деле духовного воспитания детей следует также бояться той «теплохладности», которая ненавистна Господу (Откр. 3, 15). И даже если указания отцов Церкви и опыт благочестивых мирян будут расходиться с современными взглядами — не станем отвергать эти указания и этот опыт.
Не будем повторять тех, которые некогда говорили, слушая Христа: «Какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин. 6, 60). Вспомним совет великого Апостола: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым» (1 Кор. 3, 18).
Проблема одиночества
Вряд ли найдется человек, который хотя бы иногда не испытывал состояния одиночества. В течение жизни мы теряем друзей, любимых, близких людей.
Чтобы избавиться от одиночества, есть два пути: либо научиться принимать это чувство и справляться с ним, переключаясь на иные значимые дела, например найти интересное занятие, увлечение, хобби, ...
Психологическое консультирование и другие виды психологической помощи
Психологическое консультирование отличается от других видов оказания практической психологической помощи людям следующими основными особенностями. В отличие, например, от индивидуальной и групповой психиатрии оно предполагает относительно кратковременный период и эпизодический характер личных контактов психолога-консультанта с клиентом. ...
Центральные новообразования
Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста являются профессиональное самоопределение и мировоззрение.
Выбор профессии — это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненного пути в целом, поиск определенного места в обществе, окончательное включение себя в жизнь социального целог ...