Полагаем, что социальная работа с заключенными в качестве обязательной компоненты должна включать обучение конкретным приемам поведения, нацеленным на создание своего рода защитной среды личности. Необходимо целенаправленное формирование у заключённых стратегий достижения оптимальных личностных состояний применительно к типичным ситуациям существования в данной социальной микросреде.
В рамках одного из научно-исследовательских направлений работы мы ставим следующие исследовательские задачи:
1. Выявление основных универсальных механизмов сопротивления как аспекта адаптации.
2. Выявление специфических особенностей сопротивления в связи с различными формами адаптации.
3. Во избежание ухода в спекулятивное теоретизирование максимально использовать в качестве аналитического материала художественные и публицистические источники.
Целью исследовательского проекта является выработка оптимальных форм сопротивления для несовершеннолетних заключённых, адаптирующихся к среде пенитенциарного учреждения.
Особенность авторского подхода данной работы состоит в том, что основные механизмы сопротивления зафиксированы и систематизированы нами на основе широкого анализа художественной и публицистической литературы, отражающей формы поведения человека в неблагоприятных условиях (идеологическое воздействие тоталитарных режимов, пребывание в местах заключения).
Мы исходим из того, что основные механизмы сопротивления можно зафиксировать и систематизировать на основе анализа художественной и публицистической литературы, отражающей формы поведения человека в неблагоприятных условиях (идеологическое воздействие тоталитарных режимов, пребывание в местах заключения, нахождение в других сложных жизненных ситуациях). Отечественная и зарубежная литература создает, на наш взгляд, благодатную почву для исследовательской деятельности.
Основное внимание уделяется авторам, в чьих произведениях адаптационный «подвиг» человека предстаёт в условиях лишения свободы: Б. Беттельхейм, А. Солженицын, В. Шаламов, М. Шолохов и другие.
Уделив внимание тому, что делает адаптирование детей в ВК трудным, мы выявили и систематизировали стратегии поведения, с помощью которых они справляются с трудностями адаптации. Типы защитного поведения, по нашему мнению, могут проявляться преимущественно в межличностной, внутриличностной и поведенческой сферах функционирования личности.
В межличностной сфере осуществляются разные формы взаимодействия с окружающими людьми: сокамерниками, персоналом ВК, начальником ВК и т.д. Мы считаем, что сюда можно отнести такие формы сопротивления, как:
переключение на поиск поддержки, с тем чтобы быть выслушанным, получить понимание и содействие (говорю с кем-нибудь);
активное сотрудничество и участие в разрешении ситуации (принял правила поведения группы: презрение к более низким классам, отвечать за свои поступки) и др.
Стратегии внутриличностного совладания представляют собой разные способы работы с информацией. Среди них мы рассматриваем:
ощущение значимости собственного положения. Придание нового значения и смысла ТЖС, например, отношение к ней как к проверке силы характера и стойкости духа. При этом имеет место рост самоуважения и более глубокое осознание собственной ценности как личности («зато я сильный и стойкий»);
относительность в оценках, достигаемая при сравнении с другими людьми, находящимися в худшем состоянии, что облегчает принятие события («мне совсем не так плохо, как им»). Сюда можно включить и такую стратегию, как «чувство безбрежности унижения»; отвлечение или переключение мыслей на другие, более важные темы для размышлений, чем неприятная ситуация (это может привести к управлению вниманием, обеспечивающим защиту по типу отрицания — игнорирования неприятной ситуации) (заниматься тем, что тебя интересует);
анализ не только самой ситуации, но и ее последствий (такая проработка ситуации ведет к ее переоценке при рационализации) (придавать смысл увиденному) и др.
Задание № 3
Бухгалтера Сафронову вызвал к себе председатель Правления райпо и поручил установить программу ”1C-Бухгалтерия” новой версии. Т.П. Сафронова немедленно приступила к порученной работе, но получила выговор от главного бухгалтера: У тебя своя работа стоит. Кто её за тебя делать будет? Почему решают эти вопросы, не поставив в известность ме ...
Какими косвенными путями можно ликвидировать данный конфликт?
Ответ
Данный конфликт можно ликвидировать с помощью переговоров. Бухгалтеру Сафроновой необходимо объяснить главному бухгалтеру, что установка новой версии программы приведёт к тому, что процесс работы будет усовершенствован, и что с новой версией программы работать будет удобней и лучше. Поэтому она пошла, устанавливать программу 1С-Б ...
Постановка задач
Задача в психологии определяется как единство цели и конкретных условий ее достижений. [7]
«Постановка задачи предполагает выявление и анализ конкретных объективных и субъективных факторов и условий, способствующих или препятствующих достижению цели.
Вместе с тем в процессе сбора информации о конкретных условиях и факторах достижения ...