Предметом нашего экспериментального исследования стало изучение материнского отношения к детям-олигофренам. Родительское отношение определяется как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. В нашем исследовании решались следующие задачи:
1) изучить родительские установки матерей детей. В качестве исследовательского инструмента выступили тест-опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина и методика PARY (опросник родительских установок);
2) исследовать особенности восприятия ребенка матерью, а также материнские реакции на поведение детей. С этой целью нами была разработана методика «Решение матерью типичных ситуаций». Она содержит 10 картинок с изображением типичных ситуаций общения и взаимодействия матери и ребенка (игра, кормление, укладывание спать, покупка игрушки и т.д.). Картинки выполнены в двух вариантах: для матерей девочек и для матерей мальчиков. Они последовательно предъявлялись матери и сопровождались следующими вопросами: что происходит на этом рисунке? что было до этого? что будет после? что говорит ребенок? что говорит мама? что чувствует ребенок? что чувствует мама? Содержание словесных высказываний матерей фиксировалось в протоколе;
3) выявить переживания и эмоциональные реакции матери, связанные с выполнением родительской роли. Для решения этой задачи был использован модифицированный нами Тематический апперцептивный тест (ТАТ). Из стандартного комплекта таблиц были выбраны те, которые позволили выявить ожидания и чувства, связанные с материнством, а также состояние депрессии, чувство вины (всего восемь таблиц). К ним были добавлены нами еще две фотографии, на одной из которых изображено взаимодействие матери и ребенка, на другой - один ребенок.
Эксперимент проводился на базе Диагностико-педагогического комплекса и общеобразовательных школ. Было обследовано 50 матерей детей-олигофренов и столько же матерей нормальных детей, которые выступили в качестве контрольной группы.
Тестирование на готовность к школе
Тестирование на готовность к школе, проводилось на 2 детях дошкольного возраста, с целью выявления их готовности к школе.
Следовательно, по каждой методике будут расписаны результаты тестирования к каждому ребенку. ...
Определение понятия «готовность ребенка к школе»
Поступление ребенка в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Ведь с поступлением в школу наступает совершенно новый этап жизни ребенка. И к этому этапу он должен быть достаточно подготовлен. Прежде всего, ребенок должен быть готов выполнять серьезную деятельность, дающую ему не только н ...
Анонимность.
Важнейшим условием психологического консультирования является его анонимность. Это значит, что любая информация, сообщенная клиентом - психологу не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям.
Из этого правила существуют исключения ...