Следует развивать в себе устойчивую привычку к творчеству в общении, проявляющемуся в постоянном поиске и использовании при установлении и поддержании контактов способов поведения, учитывающих индивидуальное своеобразие тех, кому они адресованы, и, вместе с тем, максимально работающие на достижение целей общения. Осуществляя отбор способов воздействия на участников общения и используя их в процессе установления контактов с каждым из них, необходимо помнить о том, что в основе способности человека влиять на других людей лежит умение глубоко и всесторонне разбираться как в партнерах по общению, так и в самом себе. [2]
Психологический настрой, способствующий эффективному общению:
- оптимизм, радость жизни
- спокойствие, мужество
- уверенность в себе
- доброжелательность
- умение мыслить
- самокритичность на основе собственных идеалов
- достоинство, внутренняя свобода
Особое место в списке достоинств успешного коммуникатора занимает внимание по отношению к другим людям, которое складывается из следующего:
- интереса-топлива внимания
- открытости для восприятия - изучать, наблюдать всегда
- знания на что следует обращать внимание
- спокойствие за себя, свобода от своих забот
- преодоление своего эгоцентризма
- отсутствие предвзятостей, комплексов, стереотипов
- наличие достаточного тонуса и более-менее нормального самочувствия
Но прежде чем вступить в коммуникацию, важно также ответить на следующие вопросы: Что для Другого ценно? Что для другого значимо (в данный момент)? Эти ответы необходимы, прежде всего, потому, что любая коммуникация происходит лишь в точках соприкосновения ценностей и пересечении значимостей. [3]
Дейл Карнеги в своем бестселлере «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» предложил собственную теорию, следуя которой можно приобрести действительно полезные навыки, способствующие эффективной коммуникации. Основными идеями его книги являются следующие:
· Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке, поэтому называйте своего собеседника по имени.
· Если общение происходит в обстоятельствах, не омраченных какими-либо проблемами, улыбайтесь вашему собеседнику, если это уместно, тем самым вы сможете поднять настроение не только себе, но и окружающим вас людям.
«Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Она - отдохновение для уставших, дневной свет для тех. кто пал духом, солнечный свет для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей. И тем не менее, ее нельзя купит, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдали!»
· Если вы хотите понравиться другим людям, то интересуйтесь ими. Попытайтесь понять индивидуальность вашего партнера по общению, проявить внимание к его особенностям, ведь у каждого человека можно чему-нибудь поучиться или просто приобрести полезный опыт.
· Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
· Поощряйте других говорить о самих себе.
· Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
Психология личности в теории
Гордона Олпорта
В своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» Олпорт описал и классифицировал более пятидесяти различных определений личности. Он делает вывод, что адекватный синтез существующих определений может быть выражен в фразе: «Человек - это объективная реальность». Данное определение настолько же всеобъемлюще, насколько вмест ...
Солнечные пятна и психозы (гелиопсихология)
В богатом научном, творческом наследии Александра Леонидовича Чижевского немало неизвестных широкой публике страниц. Что то безвозвратно утеряно, что-то хранится в архивах, что-то было опубликовано малым тиражом и забыто. К последнему относится предлагаемая вниманию наших читателей замечательная статья Чижевского о факторах, способствую ...
Результаты факторного анализа разноуровневых показателей в структуре
интегральной индивидуальности у студентов с различной мотивацией
В результате использования факторного анализа на группе испытуемых с высоким уровнем мотивации достижения успеха
получены следующие данные. Было выделено 5 факторов, из них 3 значимых.
Первый фактор — фактор неудачи. Это фактор с частичной насыщенностью, в него вошли: мотивация избегания неудач (0,65), подчинение (0,59), дружелюбность ...