Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Использование метода наблюдение в психологии

Материалы » Методы психологии » Использование метода наблюдение в психологии

Метод наблюдения

заключается в изучении психической деятельности человека в обычных условиях жизни.

При помощи наблюдения исследуются психические процессы (восприятие, мышление, речь, память, воображение), психические состояния (внимательность, настроения, аффекты и т.п.), психические свойства личности (направленность, темперамент, характер, способности). В процессе той или иной деятельности человека (игровой, учебной, трудовой) наблюдается формирование у него соответствующих умений и навыков.

Наблюдение должно проводиться целенаправленно, т.е. наблюдатель должен понимать, что он будет наблюдать и для чего наблюдать. Целенаправленность требует, чтобы наблюдение проводилось по определенному плану или программе. Такая программа наблюдения обеспечивает успешное изучение тех процессов, явлений, фактов, которые заранее были намечены как объекты наблюдения. Отсутствие плана, программы наблюдения не позволяет всесторонне изучить наблюдаемое психическое явление, раскрыть динамику того или иного психического процесса, и наблюдение превращается в поверхностную констатацию фактов.

Для объективности изучения явления, процесса наблюдение необходимо проводить систематически, а не отрывочно. Обычно психологическое наблюдение требует продолжительного времени. Продолжительность наблюдения обеспечивает накопление большого количества фактов, более глубокое изучение наблюдаемого. Например, наблюдение за эмоциональным проявлением качеств личности школьника требует продолжительного времени, так как только целый ряд наблюдений позволит объективно изучить истинное, соответствующее действительности проявление эмоций у школьника. Задача изучения особенностей мыслительной деятельности, и в частности соотношения анализа и синтеза у того же школьника в процессе рисования, требует не меньше времени для наблюдения, поскольку для объективного изучения данного вопроса необходимо исследовать аналитико-синтетическую деятельность мозга в разных условиях выполнения графического изображения (в условиях длительного рисования и в условиях быстрого рисования – набросков и зарисовок; в условиях рисования простого по форме и конструкции предмета и в условиях сложного по форме и конструкции предмета; в условиях приема рисования одними линиями и в условиях приема рисования тоном, завершением рисунка штриховкой и т.д.). Результаты наблюдения систематически записываются в специальные дневники или оформляются в виде психологических характеристик. Кроме того, результаты наблюдения могут фиксироваться на кинопленку, в фотографиях.

Таким образом, преимуществом метода наблюдения является то, что изучение психических проявлений человека протекает в естественных условиях, без нарушения естественности протекания психических явлений, процессов у человека.

Однако метод наблюдения имеет и отрицательные стороны. Во-первых, находясь в позиции наблюдателя, исследователь вынужден ждать, когда снова он сможет наблюдать интересующее его явление, что не всегда целесообразно и нарушает систематичность наблюдения. И во-вторых, метод наблюдения не позволяет с необходимой точностью установить причину конкретного психического явления, поскольку в процессе наблюдения нельзя учесть все взаимоотношения наблюдаемого психического явления с другими, нельзя учесть самые разнообразные факторы, воздействующие на развитие, формирование того или иного психического процесса, свойства личности.


Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей и мотивационной сферы личности в студенческом возрасте
Проблема исследования мотивации в современной психологии весьма актуальна. Работы В.Г. Асеева, В.К. Вилюнаса, Л. . Выготского, К. Левина, А.Н. Леонтьева, М.Ш. Магомед-Эминова, А. Маслоу, В.С. Мерлина, С.Л. Рубинштейна, Б.А. Сосновского, Д.Н. Узнадзе, X. Хекхаузена, П.М. Якобсона позволили определить основные механизмы функционирования м ...

Понятие индивида
«Индивид – это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного «слаживания» ». Но индивид является не только генотипическим образованием, он продолжает формироваться и в онтогенезе. Таким образом, данное понятие выражает неделимость, цел ...

Барьеры коммуникации
Что же вкладывают молодые люди в процесс невербального общения? Отметим выбор «психологических значений» невербального поведения для возраста от 17 до 25 лет (студенческий возраст): отношения составляют 23%, интеллектуально-волевые состояния – 22%, эмоциональные состояния – 17%, действия - 16%, социальная роль, статус – 12%, качества л ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru