Это направление, усвоив основные схемы и риентации ортодоксального психоанализа, пересмотрело базовую для него категорию мотивации. Был развит, намеченный А. Адлером подход, где решающая роль была предана влияниям социокультурной среды и ее ценностям.
Лидером неофрейдизма признано считать К. Хорни. Испытав влияние марксизма она доказывала в теории на которую опиралась в своей психоаналитической практике, что все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями. Именно из-за характера этих отношений у него возникает чувство тревоги, отражающее беспомощность ребенка в потенциально враждебном мире. Невроз не что иное, как реакция на тревожность, а описанные Фрейдом извращения и агрессивные тенденции являются не причиной невроза, а его результатом.
Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите. Но если Фрейд считал, что психологическая защита помогает разрешать внутренние конфликты, возникающие между двумя структурами личности – Ид и Супер-Эго, то с точки зрения Хорни, психологическая защита направлена не на преодоление конфликта между обществом и человеком, поскольку задача защиты – привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих, т.е. два «образа Я».
Психотерапия, считала Хорни, помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе. Подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии.
Наиболее социально-ориентированным среди последователей Фрейда считается Эрих Фромм. Главное значение его работ состоит в том, что они оставаясь в русле основных положений психоанализа, отвечали и на новые, возникшие уже во второй половине ХХ века вопросы, соединяя идеи Фрейда и с Адлером, и с гуманистической психологией. Его попытки на языке психоанализа показать противоречивость позиции человека в его общении с окружающими, роль общества в развитии личности имели большое значение не только для психологии, но и для смежных наук – истории, социологии, философии, педагогики.
Развитие психоанализа не могло идти изолированно от новых тенденций. Влияние открытий, сделанных в смежных психологических школах, отразилось на концепциях таких исследователей как Г.С. Салливен, Э. Берн, Э. Эриксон.
Социально-психологический климат в коллективе. Понятие и структура малых
групп в психологии
Малая группа - это немногочисленные по составу объединения людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность её членов, которая выделяет и обособляет её, придаёт её относительную социально-психологическую автономию, от ...
Виды памяти
Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено прежде всего особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Это справедливо и для тех случаев, когда тот или ин ...
Возникновение конфликтов в подростковом возрасте
Конфликтные ситуации в жизни подростка - явление частое. Их причинами могут быть: борьба за лидерство среди сверстников, отсутствие взаимопонимания с учителями и родителями, и т.д.
Подростки часто не умеют находить компромисс в конфликтной ситуации и разрешают ее в эмоционально-негативных формах: используя вербальную агрессию, драки, у ...