Изучение внутренней картины болезни представляется важным в силу того, что субъективная сторона заболевания не отделима от самой болезни. В клинической психологии пока отсутствуют работы, освещающие проблему субъективной стороны внутренней картины болезни с учетом особенностей функциональных асимметрий.
Подход к проблеме внутренней картины болезни пациентов, перенесших инфаркт миокарда, с позиций нейропсихологии индивидуальных различий представляется теоретически обоснованным и целесообразным в целях практического использования полученных данных для повышения эффективности лечебного процесса и проведения адекватных реабилитационных и психокоррекционных мероприятий.
С целью изучения особенностей внутренней картины болезни кардиологических больных нами было проведено исследование, в котором приняли участие 25 больных перенесших инфаркт миокарда и 25 практически здоровых испытуемых (мужчины в возрасте от 34 до 69 лет (средний возраст – 53 года), имеющих высшее или среднее специальное образование).
Латеральные особенности испытуемых определялись с помощью «Карты латеральных признаков», включающей в себя критерии парциального доминирования по А.Р. Лурия (1969). Особое внимание при анализе полученных данных обращалось на показатели асимметрии пробы А.Р. Лурия «перекрест рук», которые могут служить индикатором парциального доминирования контрлатеральных лобных отделов и асимметрии третьего блока мозга. Использовались также следующие методики: «16-ФЛО» Р. Кеттелла (форма А), JAS-Jenkins Activity Survey (Дженкинса поведения обозрение), личностный опросник НИИП им. В. М. Бехтерева (ЛОБИ), а также методики, определяющие особенности переживания времени и временные ориентации.
По показателю пробы А. Р. Лурия «перекрест рук» отмечено преобладание левого показателя этой пробы в группе кардиологических больных (60%; в контрольной группе – 50%).
Показатель шкалы «ориентация на будущее» оказался выше в подгруппе испытуемых с правым доминантным локтем (9.2 б.; в подгруппе с левым доминантным локтем – 6.9 б.; р<0.05). Ориентация на прошлое больше выражена в подгруппе испытуемых с левым показателем пробы А. Р. Лурия «перекрест рук» (6.9; в подгруппе с правым показателем этой пробы – 5.07; р<0.022) .
По результатам проведения методики «16-ФЛО» Р. Кеттелла получены следующие данные. Испытуемым с левым доминантным локтем (парциальное доминирование правых лобных отделов) больше свойственны тревожность, озабоченность, склонность к мрачным раздумьям и чувству вины (по сравнению с испытуемыми с правым доминантным локтем). В подгруппе испытуемых с левым доминантным локтем достоверно чаще встречаются сенситивный и паранояльный типы внутренней картины болезни (то есть типы с интерпсихической направленностью дезадаптации отношения к болезни - 40 %; в подгруппе с правым доминантным локтем -10 % (р<0,004). В подгруппе испытуемых с правым доминантным локтем достоверно чаще встречаются гармоничный и эргопатический типы внутренней картины болезни (то есть типы с социально адаптивной направленностью отношения к болезни) - 30 %; в подгруппе с левым доминантным локтем – 6.67% (р<0.014).
Наблюдение как познавательная комплексная
деятельность
Наблюдение – целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность. Наблюдение характеризуется большой активностью личности: человек воспринимает не всё из того, что бросилось в глаза, а вычленяет наиболее важное или интересующее его. Систематический характер целе-направленного воспр ...
Ситуация 1.
В Россию, для расширения своего рынка сбыта, приехала молодая немецкая семья (муж и жена), которую поселили в русскую семью. Русские хозяева выделили им самую большую комнату для жилья, старались обеспечить для них комфортное пребывание в чужой стране (даже при отсутствии горячей воды), оказывать внимание и помощь. Но немецкие гости пов ...
Личность
Рассматривая различные теории личности, можно отметить, что большинство исследователей так или иначе сходятся в том, что личность есть особый феномен, связанный со спецификой человеческой адаптации к социуму, к сложившейся и вновь создаваемой культуре, к собственным возможностям действовать и преобразовывать мир. Иными словами, личность ...