Что же касается учебной деятельности, то поскольку она не относится к экстремальным видам деятельности, то она несет на себе опосредованное влияние свойств нервной системы и темперамента.
М.Р. Щукин проводил эксперименты с целью проследить, существует ли зависимость между ходом ориентировочной деятельности, исполнительной деятельности и подвижностью нервных процессов при усвоении начальных умений и навыков в работе.
Выполнение поставленного перед учащимися задания, которое требовало развитой ориентировочной деятельности и умелых исполнительных действий, протекало по-разному в зависимости от определенных свойств темперамента. Учащиеся с высокой подвижностью нервных процессов выполняли задание быстрее, чем инертные. По мере повторения действий различия уменьшались, становясь несущественными. Процесс усвоения у инертных более растянут во времени. Сравнивая способ выполнения действий у подвижных и инертных получены такие результаты: у подвижных несомненно ценным качеством является быстрое усвоение материала и выполнение различных заданий, однако очень часты пропуски элементов задания из-за тенденции быстрее выполнить его; у инертных – медленное усвоение, а также выполнение задания является нежелательным, но пунктуальность выполнения усвоенного задания является ценным свойством.
Я. Стреляу отмечает, что человеческие действия разделяются на главные, т.е. непосредственно ведущие к достижению определенной цели (получению результата), и вспомогательные, т.е. влияющие на протекание главных действий [5,176].
Функция вспомогательных действий заключается в организации условий для выполнения главных действий: их обеспечении, упрощении, подготовке, сокращении, контроле и т.п. По числу и типу вспомогательных действий существуют значительные различия между людьми, даже при условии, что они обладают одинаково высокой мотивацией и все в равной степени стремятся к хорошим результатам. Как у взрослых, так и у учеников, стиль деятельности проявляется только в тех ситуациях, где существует свобода выбора способов выполнения действий или условий, средств, ведущих к достижению цели. Экспериментально подтверждено, что если человеку навязывать организацию деятельности, противоречащую возможностям, обусловленным свойствами темперамента, и не допускающую никаких изменений, то это, как правило, ведет к снижению производительности его труда, а часто даже к деструктивному поведению. Таким образом, навязывание определенной модели деятельности может отрицательно сказаться на результатах этой деятельности. Это происходит в тех случаях, когда навязываемая модель не соответствует индивидуальному стилю деятельности.
Выводы
Суммируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
Темперамент – это прирожденные свойства человека, которыми определяются особенности динамики его психической деятельности. Они характеризуются скоростью возникновения, устойчивостью и силой протекания психических процессов.
Особенности динамики психической деятельности распространяются на все психические процессы: познавательные, эмоции и чувства, волю. Они обнаруживаются в особенностях общения и деятельности.
Темперамент характеризует динамику психических процессов и состояний личности по определенным признакам – сенситивности, реактивности, активности и их соотношения, темпа реакции, пластичности и ригидности, эксраверсии и интроверсии. Эти свойства в их сложном взаимодействии прослеживаются в каждом типе темперамента, но о типе темперамента судят по наиболее ярко выраженным признакам.
Различие людей по темпераменту определенным образом проявляется в их деятельности. Однако люди с любым типом темперамента могут достигать значительных успехов в различных сферах деятельности.
Для достижения успехов в деятельности важно, чтобы человек владел своим темпераментом, умел приспособить его к условиям и требованиям деятельности, опираясь на его сильные свойства и компенсируя слабые. Такое приспособление выражается в индивидуальном стиле деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности – это целесообразная, соответствующая особенностям темперамента система способов, приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наилучшие ее результаты. Важными условиями формирования индивидуального стиля деятельности являются:
- выяснение типов нервной системы и темперамента с оценкой выраженности их психологических свойств;
Статусное измерение
Статусное измерение дает представление о субординированности позиций индивидов в системе отношений в малой группе. Различия в статусе могут оказывать существенное влияние и на отношение извне и на самоотношение человека. Более того, они во многом определяют и возможности самореализации.
В частности, определенная связь выявлена между ве ...
Образы социальных категорий в представлении зрелых людей
Образы социальных категорий в представлении зрелых людей связаны с гендерными различиями и условиями проживания. Для достижения цели исследования применены следующие методы научного исследования: анализ теоретических источников, тестирование, анкетирование, сравнительный анализ. Методологической основой исследования явились положения те ...
Рекомендации по улучшению памяти
Группы слов можно запоминать, создавая в сознании соответствующие сцены. Чем они нелепее, тем лучше. Например, для запоминания названия ресторана "Под липами" представьте себе, как вы сидите под этими деревьями с их неповторимым ароматом. Если требуется запомнить название "Вулкан" ил "Молния", нужно пытатьс ...