Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Темперамент и стиль деятельности
Страница 2

Материалы » Темперамент и стиль деятельности » Темперамент и стиль деятельности

Что же касается учебной деятельности, то поскольку она не относится к экстремальным видам деятельности, то она несет на себе опосредованное влияние свойств нервной системы и темперамента.

М.Р. Щукин проводил эксперименты с целью проследить, существует ли зависимость между ходом ориентировочной деятельности, исполнительной деятельности и подвижностью нервных процессов при усвоении начальных умений и навыков в работе.

Выполнение поставленного перед учащимися задания, которое требовало развитой ориентировочной деятельности и умелых исполнительных действий, протекало по-разному в зависимости от определенных свойств темперамента. Учащиеся с высокой подвижностью нервных процессов выполняли задание быстрее, чем инертные. По мере повторения действий различия уменьшались, становясь несущественными. Процесс усвоения у инертных более растянут во времени. Сравнивая способ выполнения действий у подвижных и инертных получены такие результаты: у подвижных несомненно ценным качеством является быстрое усвоение материала и выполнение различных заданий, однако очень часты пропуски элементов задания из-за тенденции быстрее выполнить его; у инертных – медленное усвоение, а также выполнение задания является нежелательным, но пунктуальность выполнения усвоенного задания является ценным свойством.

Я. Стреляу отмечает, что человеческие действия разделяются на главные, т.е. непосредственно ведущие к достижению определенной цели (получению результата), и вспомогательные, т.е. влияющие на протекание главных действий [5,176].

Функция вспомогательных действий заключается в организации условий для выполнения главных действий: их обеспечении, упрощении, подготовке, сокращении, контроле и т.п. По числу и типу вспомогательных действий существуют значительные различия между людьми, даже при условии, что они обладают одинаково высокой мотивацией и все в равной степени стремятся к хорошим результатам. Как у взрослых, так и у учеников, стиль деятельности проявляется только в тех ситуациях, где существует свобода выбора способов выполнения действий или условий, средств, ведущих к достижению цели. Экспериментально подтверждено, что если человеку навязывать организацию деятельности, противоречащую возможностям, обусловленным свойствами темперамента, и не допускающую никаких изменений, то это, как правило, ведет к снижению производительности его труда, а часто даже к деструктивному поведению. Таким образом, навязывание определенной модели деятельности может отрицательно сказаться на результатах этой деятельности. Это происходит в тех случаях, когда навязываемая модель не соответствует индивидуальному стилю деятельности.

Выводы

Суммируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

Темперамент – это прирожденные свойства человека, которыми определяются особенности динамики его психической деятельности. Они характеризуются скоростью возникновения, устойчивостью и силой протекания психических процессов.

Особенности динамики психической деятельности распространяются на все психические процессы: познавательные, эмоции и чувства, волю. Они обнаруживаются в особенностях общения и деятельности.

Темперамент характеризует динамику психических процессов и состояний личности по определенным признакам – сенситивности, реактивности, активности и их соотношения, темпа реакции, пластичности и ригидности, эксраверсии и интроверсии. Эти свойства в их сложном взаимодействии прослеживаются в каждом типе темперамента, но о типе темперамента судят по наиболее ярко выраженным признакам.

Различие людей по темпераменту определенным образом проявляется в их деятельности. Однако люди с любым типом темперамента могут достигать значительных успехов в различных сферах деятельности.

Для достижения успехов в деятельности важно, чтобы человек владел своим темпераментом, умел приспособить его к условиям и требованиям деятельности, опираясь на его сильные свойства и компенсируя слабые. Такое приспособление выражается в индивидуальном стиле деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности – это целесообразная, соответствующая особенностям темперамента система способов, приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наилучшие ее результаты. Важными условиями формирования индивидуального стиля деятельности являются:

- выяснение типов нервной системы и темперамента с оценкой выраженности их психологических свойств;

Страницы: 1 2 3


Гуманистическая психотерапия
Базируется на феноменологическом подходе к изучению психических расстройств и их коррекции. Основные положения: 1) Лечение есть встреча равных людей, а не лекарство, прописываемое специалистом; 2) Улучшение у пациентов наступает само по себе, если терапевт создает правильные условия. 3) Обязательным условием является установление отн ...

Девиантное поведение подростков как результат наркомании
Несмотря на то, что не существует единого подхода к изучению и объяснению девиантного поведения, тем не менее, можно выделить основные факторы, влияющие на формирование девиантного поведения. Условно их можно разделить на четыре группы: факторы физического и психического здоровья; психологические особенности детей и подростков: наличи ...

Особенности жизненной стратегии у студентов и старшеклассников
Проблема человеческой жизни, ее смысл и ценности издавна привлекали мыслителей. Однако, именно сегодня, в условиях интенсивных социально-экономических и психологических изменений в нашей стране возрастает актуальность изучения проблемы выбора человеком определенной жизненной стратегии. Формирование жизненных стратегий, их активное стано ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru