Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей и мотивационной сферы личности в студенческом возрасте
Страница 1

Материалы » Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей и мотивационной сферы личности в студенческом возрасте » Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей и мотивационной сферы личности в студенческом возрасте

Проблема исследования мотивации в современной психологии весьма актуальна. Работы В.Г. Асеева, В.К. Вилюнаса, Л. . Выготского, К. Левина, А.Н. Леонтьева, М.Ш. Магомед-Эминова, А. Маслоу, В.С. Мерлина, С.Л. Рубинштейна, Б.А. Сосновского, Д.Н. Узнадзе, X. Хекхаузена, П.М. Якобсона позволили определить основные механизмы функционирования мотивации человека.

В отечественной психологии большое внимание уделяется проблеме детерминированности деятельности субъекта. Сознанию отводится регулирующая роль, а деятельность рассматривается как условие формирования сознания. Включение сознания в детерминацию человеческой деятельности порождает специфический тип детерминации. «Детерминация через мотивацию — это детерминация через значимость явлений для человека». Ядро субъекта составляют осознанные побуждения — мотивы сознательных действий.

Включение сознания в качестве компонента в детерминацию человеческой деятельности позволило говорить о мотивации целенаправленной деятельности.

Наибольшую разработку в исследование мотивационной сферы личности внес А.Н. Леонтьев. В качестве механизма осознания мотива он рассматривал процесс смыслообразования, выступающий как специфически-мотивационная форма отражения реальности. В качестве «мотивационной составляющей» сознания рассматривался «личностный смысл», с помощью которого в сознании отражаются мотивационные процессы личности. Были расширены функции мотивации, Добавлена смыслообразующая функция, которая состоит в оценке жизненных обстоятельств и действий личности в рамках этих обстоятельств (А.Н. Леонтьев, 2007).

Не менее важна и проблема овладения человеком своим поведением. Проблема мотивации как детерминации деятельности и проблема волевой регуляции взаимопереплетены. Специфическим для человека является овладение своими психическими процессами, а через них — доведением при помощи внешних стимулов — средств. При этом нейтральным стимулам придается сила мотивов. Человек с помощью сознания (мышления) может активно искать стимулы, которые могут преобразовываться в системе действующей личности в мотивы ее поведения и вызывать соответствующие действия. Человек на высших уровнях организации своей деятельности осуществляет «самомотивацию» деятельности (Л.С. Выготский, 2010).

В.Н. Мясищев трактовал волевые процессы, раскрывая в них некоторые аспекты динамики мотивации. Волевые процессы он рассматривал как способ реализации потребностей. В структуре волевого акта, по его мнению, мотивы выступают как основания действий и являются отношением к объекту действия.

Д.Н. Узнадзе анализировал волевые процессы, используя понятие установки, мотивов и мотивации. Функция мотивации — выбор установки.

На современном этапе развития проблемы мотивации в отечественной психологии разработана системно-динамическая модель мотивации М.Ш. Магомед-Эминовым. Данная модель позволяет описать специфику процессуального развития мотивации. М.Ш. Магомед-Эминов, различая статическое и динамическое рассмотрение мотивации, считает недостаточным изучение мотивационных переменных только в плане структурного анализа деятельности и полагает, что требуется и функциональный анализ процессов мотивации в ходе осуществления конкретной деятельности субъектом в актуальной ситуации. При структурном анализе деятельности, по его мнению, достаточно рассматривать деятельность относительно отдельно взятого мотива. При динамическом анализе деятельности ее необходимо рассматривать, уже не соотнося с мотивом, а соотнося с мотивацией, детерминирующей и регулирующей деятельность. «В связи с тем, что деятельность является молярной неаддитивной целостной системой и осуществляется одновременно на всех уровнях, мотивационные процессы не привязаны лишь к началу деятельности».

В системно-динамические проблемы мотивации человеческого поведения включен анализ процессов, структур и факторов:

■ побуждающих, инициирующих деятельность;

■ направляющих деятельность и действие (определяющих селективность мотивации, выбор целей, действий и средств, постановку целей);

■ поддерживающих (регулирующих, контролирующих реализацию поставленного намерения и выполнения соответствующего ему действия);

■ прерывающих деятельность (при достижении цели и реализации мотива или при невозможности ее достигнуть);

■ переключающих одно действие на другое при возникновении препятствия.

Мотивация в системно-динамической модели рассматривается как один из видов психической регуляции, которая управляет и организует деятельность, интегрирует побуждения в целостное мотивационное побуждение. Мотивация представляется сложной системой, которую необходимо анализировать на всех этапах деятельности.

На сегодня область мотивации достижения является наиболее разработанной, и именно в ней развиты формализованные модели мотивации.

Страницы: 1 2


Блоки психокоррекционного комплекса
Целенаправленное психокоррекционное воздействие на ребенка и подростка с проблемами в развитии осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных блоков: • диагностический; • коррекционный; • оценочный; • прогностический. В диагностический блок входят диагностика психического развития ребен ...

Структура личности подростка
В ней нет ничего устойчивого, Окончательного и неподвижного Все в ней – переход, все течет. Л.С. Выготский Эпиграфом собрания стали слова Выготского – одного из ведущих психологов ХХ столетия, которого называют Моцартом психологии. Они удивительно точны. Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь ...

Обработка материалов и планирование эксперимента
Дисперсионный анализ, которым мы обязаны Фишеру (1925), позволяет во всех случаях, когда мы имеем несколько популяций измерений одной и той же независимой переменной, соответствующих различным условиям, определить значимую роль той или иной из них. Его принцип прост и аналогичен принципу t Стьюдента. Вначале рассматривают все популяции ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru