Автор: А. Керн в модификации И. Ирасека
Апробация:
Цель: выявление уровня психического развития ребёнка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций.
Стимульный материал: карандаш, лист бумаги с образцом фразы и конфигурацией из 10 точек.
Проведение обследования: ребёнку (группе детей) даётся лист бумаги, на лицевой стороне которого записывается имя, фамилия ребёнка, дата его рождения и оставляется место для выполнения первого задания. Карандаш кладётся перед ребёнком так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и левой рукой. Даётся инструкция к выполнению первого задания: "Здесь (каждому показывается, где) нарисуй какого – либо дядю. Так, как ты умеешь". Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунка не допускается. На вопрос, можно ли нарисовать тётю, необходимо объяснить, что нужно нарисовать именно дядю. Если же ребёнок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ему дорисовать, а затем попросить, чтобы он нарисовал мужскую фигуру.
Когда рисунок закончен, детей просят, чтобы они перевернули лист бумаги, на обратной стороне которого заранее нарисован образец фразы (второе задание) и конфигурация из 10 точек (третье задание), которые ребёнок должен повторить. Второе задание формулируется следующим образом: "Посмотри, здесь что-то написано. Ты ещё писать не умеешь, но попробуй, смог (ла) бы ты написать. Хорошенько посмотри, как это написано и рядом напиши то же самое". Если кто-нибудь из детей не рассчитывает длину графы и третье слово у него не будет помещаться, нужно сказать ребёнку, что его можно написать ниже или выше.
Третье задание даётся по такому образцу: "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам (а) рядом также их нарисовать". В этом случае необходимо указать, где можно рисовать, т.к у некоторых детей может ослабнуть концентрация внимания. За детьми необходимо наблюдать и делать краткие пометки об их поведении. Прежде всего необходимо обратить внимание на то, какой рукой будущий школьник пишет, не перекладывает ли во время работы карандаш из одной руки в другую. Необходимо также отметить, не вертится ли ребёнок, не падает ли у него карандаш, нужно ли при его работе постоянно хвалить, присмотреть, не начал ли он обводить образец и т.д.
Обработка результатов: каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая).
Задание 1. Рисование мужской фигуры.1 балл – у нарисованной фигуры должна быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она не должна быть больше, чем туловище). На голове – волосы (возможны шапка или шляпа), уши, на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды. Рисунок сделан так называемым синтетическим способом.
2 балла – выполнение всех требований как в оценке 1, кроме синтетического способа изображения. Возможны три отсутствующие части тела: шея, волосы, 1 палец руки, но не должна отсутствовать какая – либо часть лица.
3 балла – у фигуры на рисунке должна быть голова, туловище, конечности, руки и ноги нарисованы двумя линиями. Отсутствуют: уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла – примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией.
5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.
Задание 2. Имитация написанного текста.
1 балл – имитация, которую можно прочитать. Буквы могут в 2 раза по вышине превосходить те, что на образце (но не больше). Буквы образуют три слова. Предложение отклонено от прямой линии не больше, чем на 30.
2 балла – предложение можно прочитать. Величина букв, близкая к образцу, и их прямота не обязательна.
3 балла – буквы должны быть разделены на 2 группы, можно прочитать хотя бы 4 буквы.
4 балла – с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет ещё видимость и письма.
5 баллов – каракули.
Задание 3. Срисовка группы точек.
1 балл – точное воспроизведение образца. Одна точка может выходить из рамок столбика или строки. Уменьшение образца допускается не больше, чем в полтора раза.
2 балла – количество и состав точек должны соответствовать образцу. Можно опустить три точки и 0,5 ширины пробела между строчками или столбиками.
3 балла – общее впечатление – похоже на образец. Высотой и шириной не больше, чем в 2 раза по сравнению с образцом. Точек не должно быть больше, чем 20 и меньше чем 7. Возможны некоторые перестановки в расположении точек до 180.
4 балла – рисунок лишь напоминает образец, но всё – таки он сделан из точек. Величина и количество точек не существенны. Другие изображения, например, линии недопустимы.
Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений
Для понимания межличностного поведения индивида недостаточно детально знать внешнюю ситуацию и мотивацию индивида. Личность активна, и ее отношение к действительности требует осмысления, преобразования, выхода за пределы заданного, постановки и решения в той или иной форме новых творческих задач (Джидарьян И. А., 1983, Кон И. С., 1982; ...
Задачи школьной психодиагностики
В практике современной школы перед психологической службой возникает множество практических задач. Это задачи выяснения уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления ...
Жесты
Человеку очень важно правильно владеть своим телом и передавать с помощью мимики и жестов именно ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации. Особое значение имеет это для политика и дипломата, бизнесмена и актера, преподавателя вуза и ведущего телевизионной передачи, судьи и адвоката.
Психологи выделяют обычно, во-первых, ...