Общение является необходимым условием социализации личности, формирования межличностных отношений и эмоционального благополучия ребенка.
В отечественной психологии широко представлены проблемы онтогенеза общения. Анализ результатов, полученных учеными данного направления, позволяет утверждать: а) общение развивается и приобретает различные новые формы; б) общение ребенка с окружающими людьми обогащает психологическую характеристику каждого возрастного этапа, в) «принимая во внимание общение, возможно приблизиться к пониманию механизмов смены ведущих деятельностей».
Исследования в области специальной психологии и педагогики показали, что наличие сенсорного дефекта у детей с нарушениями слуха отрицательно влияет на развитие межличностных отношений и общения, приводят к существенным изменениям в формировании социометрического статуса ребенка с патологией слуха, нарушениям в установлении контактов с окружающими людьми.
Основной проблемой, с которой сталкивается ребенок с нарушением слуха уже в раннем возрасте, является трудность установления взаимоотношений с окружающими людьми, которым принадлежит ведущая роль в создании адекватных и развивающих условий коммуникативной деятельности детей, что является важнейшим фактором их нормального психического развития. Этот сложный процесс слит с деятельностью ребенка, которая на каждом возрастном этапе приобретает новые черты и особенности.
В этой связи актуальным становится вопрос поиска новых решений проблемы развития и коррекции коммуникативных качеств у детей с нарушениями слуха.
Основной целью исследования являлось изучение структуры межличностных отношений и особенностей общения в коллективе детей с нарушениями слуха.
Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:
Провести ретроспективный анализ литературы по проблеме общения и межличностных отношений детей с нарушениями слуха;
Определить структуру межличностных отношений в коллективе слабослышащих детей старшего дошкольного возраста;
Выявить особенности общения детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста;
Разработать методику коррекционно-развивающей работы по результатам констатирующего эксперимента.
Объектом исследования является структура межличностных отношений и общения слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования являются особенности межличностных отношений и процессов общения детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие общения и межличностных отношений детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста имеет свои специфические особенности, обусловленные структурой основного дефекта и отсутствием ранней коррекционной помощи.
Социометрическое исследование было проведено в группе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Сравнительный анализ проведен с данными по детям с нормальным слухом, имеющимся в специальной литературе.
Анализ результатов эксперимента показал, что в группе слабослышащих детей старшего дошкольного возраста регистрируется высокий коэффициент взаимности выборов (62%), уровень благополучия взаимоотношений характеризуется как средний. При этом структура коллектива аморфная, нет ярко выраженных лидеров и аутсайдеров. Если в коллективе старших дошкольников с нормальным слухом «предпочитаемые» и «изолированные» составляют в среднем 6% коллектива, то в выборках детей с нарушенным слухом предпочитаемые и изолированные отсутствуют.
В выборке слабослышащих дошкольников детей чаще, чем в выборке детей с нормальным психофизическим развитием отмечается высокая избирательность в общении, более высокие критерии выбора партнера для общения.
У 29% слабослышащих детей старшего дошкольного возраста регистрируется низкий уровень социальной зрелости и они нуждаются в специальной психокоррекционной программе.
Была разработана методика коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха, основанная на психологическом тренинге, цель которой – помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.
Групповая сплоченность как процесс групповой
динамики
Групповая сплоченность – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Именно сплоченность группы обеспечивает ее развитие как коллектива. Доказано, что для сплоченной группы, коллектива характерно «Мы-чувство», особая групповая идентичность. Степень групповой сплоченности показывает ур ...
Характеристики общения при различных соотношениях самооценки и притязаний
Самооценка (СО) и уровень притязаний (УП) служат конструктами, которые длительно и интенсивно изучают психологи. Однако в спектре довольно многочисленных работ неоправданно мало внимания уделяется вопросу о характере взаимосвязи этих образований. К настоящему моменту изучено соотношение СО и УП по параметру высоты и связь различных вари ...
Основные принципы гуманистической психологии
Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии – психоанализу и бихевиоризму. Гуманистическая психология не является строго органи ...