Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Формирование навыков общения у слабослышащих дошкольников
Страница 1

Материалы » Изучение компонента готовности детей с нарушениями зрения и слуха к обучению » Формирование навыков общения у слабослышащих дошкольников

Общение является необходимым условием социализации личности, формирования межличностных отношений и эмоционального благополучия ребенка.

В отечественной психологии широко представлены проблемы онтогенеза общения. Анализ результатов, полученных учеными данного направления, позволяет утверждать: а) общение развивается и приобретает различные новые формы; б) общение ребенка с окружающими людьми обогащает психологическую характеристику каждого возрастного этапа, в) «принимая во внимание общение, возможно приблизиться к пониманию механизмов смены ведущих деятельностей».

Исследования в области специальной психологии и педагогики показали, что наличие сенсорного дефекта у детей с нарушениями слуха отрицательно влияет на развитие межличностных отношений и общения, приводят к существенным изменениям в формировании социометрического статуса ребенка с патологией слуха, нарушениям в установлении контактов с окружающими людьми.

Основной проблемой, с которой сталкивается ребенок с нарушением слуха уже в раннем возрасте, является трудность установления взаимоотношений с окружающими людьми, которым принадлежит ведущая роль в создании адекватных и развивающих условий коммуникативной деятельности детей, что является важнейшим фактором их нормального психического развития. Этот сложный процесс слит с деятельностью ребенка, которая на каждом возрастном этапе приобретает новые черты и особенности.

В этой связи актуальным становится вопрос поиска новых решений проблемы развития и коррекции коммуникативных качеств у детей с нарушениями слуха.

Основной целью исследования являлось изучение структуры межличностных отношений и особенностей общения в коллективе детей с нарушениями слуха.

Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:

Провести ретроспективный анализ литературы по проблеме общения и межличностных отношений детей с нарушениями слуха;

Определить структуру межличностных отношений в коллективе слабослышащих детей старшего дошкольного возраста;

Выявить особенности общения детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста;

Разработать методику коррекционно-развивающей работы по результатам констатирующего эксперимента.

Объектом исследования является структура межличностных отношений и общения слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования являются особенности межличностных отношений и процессов общения детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: развитие общения и межличностных отношений детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста имеет свои специфические особенности, обусловленные структурой основного дефекта и отсутствием ранней коррекционной помощи.

Социометрическое исследование было проведено в группе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Сравнительный анализ проведен с данными по детям с нормальным слухом, имеющимся в специальной литературе.

Анализ результатов эксперимента показал, что в группе слабослышащих детей старшего дошкольного возраста регистрируется высокий коэффициент взаимности выборов (62%), уровень благополучия взаимоотношений характеризуется как средний. При этом структура коллектива аморфная, нет ярко выраженных лидеров и аутсайдеров. Если в коллективе старших дошкольников с нормальным слухом «предпочитаемые» и «изолированные» составляют в среднем 6% коллектива, то в выборках детей с нарушенным слухом предпочитаемые и изолированные отсутствуют.

В выборке слабослышащих дошкольников детей чаще, чем в выборке детей с нормальным психофизическим развитием отмечается высокая избирательность в общении, более высокие критерии выбора партнера для общения.

У 29% слабослышащих детей старшего дошкольного возраста регистрируется низкий уровень социальной зрелости и они нуждаются в специальной психокоррекционной программе.

Была разработана методика коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха, основанная на психологическом тренинге, цель которой – помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Страницы: 1 2


Состояние
Состояние психического и физического здоровья – важный фактор успешного обучения. Возможность оценки влияния учебного процесса на состояние учащихся позволяет оптимизировать построение учебного процесса и своевременно выявлять учащихся с учебной дезадаптацией. Состояние психического и физического здоровья является также существенным фа ...

Психологические проблемы жертв Бесланского терракта
У большинства первичных жертв Бесланского террористического акта зафиксирована значительно заниженная самооценка, что касается жертв второго порядка - уровень самооценки неадекватно заниженный или наоборот завышенный. У жертв терракта наблюдался комплекс симптомов ПТСР. Конкретно, у людей, которые были в заложниках, наблюдались симптомы ...

Предмет и задачи педагогической психологии
При рассмотрении педагогической психологии, как и любой другой отрасли науки, необходимо, прежде всего, разграничить понятия ее объекта и предмета. Объект науки — это то, что существует как данность вне самого изучения, то, что может быть изучено разными науками. В качестве объекта могут выступать материальные и нематериальные явления, ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru