Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Л.С. Выготский и Т. Бауэр. Сравнение представлений о восприятии и его развитии
Страница 1

Материалы » Л.С. Выготский и Т. Бауэр. Сравнение представлений о восприятии и его развитии

Л.С. Выготский и Т. Бауэр – представители разных теоретических направлений. Л.С. Выготский – это автор культурно-исторической парадигмы, которую еще называют социально-когнитивной теорией. Т. Бауэр же относится к представителям когнитивных психологов, так называемых структуралистов. Безусловно, идеи двух авторов, стоящих на разных позициях, не могут не различаться, но в них есть и нечто общее.

Так, например, общей идеей и у Выготского, и у Бауэра является идея о целостности восприятия, характерной для ребенка уже с момента его рождения. Восприятие для них – это гораздо более сложный и глубокий процесс, чем просто суммирование отдельных ощущений. Л.С. Выготский пишет «…структурный характер восприятия первичный, возникает он в самом начале, а не в результате длительного развития». А Т. Бауэр на основе своих опытов с младенцами делает вывод о том, что «…у человека есть примитивное единство сенсорных модальностей… Это примитивное единство генетически детерминировано структурой нервной системы человека». Таким образом, оба автора отрицают то, что структурный характер восприятие приобретает в процессе развития (Л.С. Выготский) или научения (Т. Бауэр). И здесь оба они ставят перед собой схожий вопрос: в чем же тогда заключается процесс развития детского восприятия?

Ход развития авторы видят уже по-разному, хотя некоторые черты сходства все же имеются. Л.С. Выготский характеризует процесс детского развития «изменением межфункциональных связей и отношений». Он пишет: «В процессе детского развития возникает связь функции восприятия с функциями эйдетической памяти и тем самым возникает новое единое целое, в составе которого восприятие действует как его внутренняя часть. Возникает непосредственное слияние функций наглядного мышления с функциями восприятия, и это слияние оказывается таким, что мы не в состоянии отделить категориальное восприятие от непосредственного восприятия, т.е. восприятие предмета как такового от значения, смысла этого предмета». Это новое единство Л.С. Выготский называет психологическими системами. Таким образом, он видит развитие восприятия во включении его в систему других функций, внутри которых восприятие начинает действовать по-иному, «получает ряд свойств, не присущих ему вне этой системы развития».

Далее Л.С. Выготский отмечает, что «…наряду с образованием новых межфункциональных связей восприятие в процессе развития… освобождается от целого ряда связей, характерных для него на ранних этапах развития». Здесь можно заметить сходство с идеей Т.Бауэра о том, что «…при рождении ребенок имеет высокий уровень интеграции сенсорных процессов, который снижается в ходе прогрессивной сенсорной дифференциации». Т.е. Бауэр тоже говорит о разрушении связей – только между отдельными сенсорными системами, – а именно об исчезновении межсенсорной координации. Он видит развитие детского восприятия именно в этом внутреннем процессе дифференциации, который, по его мнению, «…облегчает адаптацию путем расширения диапазона возможных ответов».

Еще одним общим моментом и для Л.С. Выготского, и для Т. Бауэра является признание авторами связи восприятия с моторикой. Л.С. Выготский пишет: «…на ранних ступенях развития восприятие непосредственно связано с моторикой, оно составляет только один из моментов в целостном сенсомоторном процессе и лишь постепенно, с годами, начинает приобретать значительную самостоятельность и отрешаться от этой частичной связи с моторикой». В экспериментах Бауэра мы так же видим взаимосвязь сенсорных проявлений с моторным поведением.

Страницы: 1 2


Выводы
Таким образом, проведенное исследование позволило подтвердить, что воображение дошкольника отличается от воображения взрослого. У дошкольников видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, как не бывает. дошкольник легко объединяет разные преставления и не критически отно ...

Идеометрика
Идеометрика - комплекс методов и обучающих программ, направленных на формирование адекватных внутренних средств деятельности человека по управлению собственным состоянием. М.п.с. ориентированы на обучение человека специальным приемам произвольного изменения собственного состояния, которые в дальнейшей жизни могут использоваться им само ...

Специфика нарушений речи у детей дошкольного возраста
ОНР — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах XX века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной. Понятие общего недоразвития речи (ОН ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru