Проблема взаимосвязи тревожности и самооценки является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Изучение уровня связи этих явлений поможет объяснить поведение подростков, которые не задумываясь о свой безопасности, подвергают себя риску, вступая в ранние беспорядочные половые связи, пробуя наркотики и алкоголь. От чего это зависит? От низкой самооценки - из страха оказаться хуже других, или самоуверенные подростки менее закомплексованны, т.е. более склонны к риску и относятся к этому как к приключению. Или подростками делается попытка корректировать собственную тревожность. Подросток через «рискованные» действия старается «подавить» тревожность. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Так тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. Говоря о подростковом возрасте необходимо сказать, что он богат переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительно наращивания знаний, умений; становление “Я”, обретение новой социальной позиции, в которой формируется и активно развивается сознание и самосознание личности. Постепенно происходит отход от прямого копирования оценок взрослых, возрастает опора на внутренние критерии. Поведение подростка начинает все больше регулироваться его самооценкой. Вместе с тем, это потеря детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта. Отсюда состояние тревожности можно рассматривать как следствие подросткового кризиса, который протекает, по-разному и дезорганизует личность подростка, влияет на все стороны его жизни. Эти кризисы могут стать причиной разных форм отклоняющегося поведения и личностных нарушений, в том числе и тревожности. С одной стороны подросток с высоким уровнем тревожности будет неадекватно относиться к себе, т.е. у него будет занижена самооценка. Такой повышенный уровень тревожности у подростка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе. Но с другой стороны неуверенность, как один из аспектов заниженной самооценки, порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер. Или наоборот, слишком высокая самооценка приводит к тому, что человек переоценивает себя и свои возможности. В результате этого у него возникают необоснованные претензии, зачастую не поддерживаемые окружающими. Имея опыт подобного "отвержения", индивид может замкнуться в себе, разрушая межличностные отношения, что ведет к развитию тревожности. В ходе проведения пилотажного исследования нами был использован комплексный метод, который включал в себя теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, тест Спилбергера-Ханина «Определение уровня тревожности» [5]. Исследование проводилось в летнем лечебно-оздоровительном лагере имени А.С. Пушкина города Астрахани, в нем приняло участие 60 испытуемых. В результате проведенного нами пилотажного исследования были получены следующие результаты: 50% испытуемых – имеют высокую тревожность, 25% - низкую и 25% - умеренную. Низкая тревожность наблюдалась у детей младшего подросткового возраста (до 12 -13 лет) и высокая у детей 14 - 15 лет.
Говоря о самооценке необходимо отметить ее динамику на различных этапах - для младшего подросткого возраста (особенно ярко это проявляется у 12-летних) характерны негативные оценки себя, уже к 13 годам наблюдается положительная динамика в самовосприятии и к юношескому возрасту складывается устойчивая и адекватная система представлений о себе, которая основана на возможностях подростка. По результатам пилотажного исследования именно на данном этапе у подростка наблюдается высокая тревожность. Вероятно, реализуя свои возможности, подросток пытается преодолеть свою тревожность либо через совершенствования себя, поиск идеала, либо через физическую силу, агрессию, алкоголь, наркотики. На данный момент проводится повторное исследование для подтверждения этого факта на базе 7-11 классов в МОУ «Лицей № 3» города Астрахани.
Представления о социальной ответственности бизнеса
В последнее время остро стоит вопрос о возврате долгов российского бизнеса обществу. Сам бизнес считает социальную ответственность формой проявления определенной зрелости, расширения границ своего дальнейшего развития. Свойственна ли такая позиция определенной части бизнеса или же является исключительной для определенной группы бизнесме ...
Лекция как метод преподавания психологии
Чтение лекционного курса является одним из решающих факторов обучения и воспитания в вузах. Лекция – систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера. Лекция является не только формой изложения основного содержания той или иной темы, но и ведущим видом ...
Результаты исследования
Сравнение мотивационных предпочтений детей с высоким уровнем мотивационной готовности к школе и детей с низким уровнем мотивационной готовности к школе выявило статистически значимые различия между данными группами испытуемых:
1. дети с высоким уровнем мотивационной готовности к школе существенно чаще, чем дети с низким уровнем мотивац ...