Эрик Эриксон — пожалуй, самый читаемый и влиятельный теоретик постфрейдизма. Его книги расходятся тиражами в сотни тысяч экземпляров. Фотографии Эриксона появлялись на обложках таких журналов, как "Нью-суик" и "Нью-Йорк таймс мэгезин". Книга о Махатме Ганди (1969) получила Пулитцеровскую премию и была удостоена Национальной книжной премии США.
Эрик Эриксон расширил понимание психоанализа, изучив методы воспитания детей в разных культурах, создавая психологические биографии выдающихся мужчин и женщин и анализируя взаимодействие психологического и социального развития. Теория Эриксона о периодах развития эго серьезно повлияла на психологию и смежные области научного знания. Он является и основателем современной психоистории.
Работы Эриксона прочно базируются на психоаналитической теории: никто еще со времен Фрейда не сделал столько для разработки и применения принципов психоанализа в новых областях и для решения проблем современности. Постепенно Эриксон развил собственную оригинальную теорию, которая хотя и основывалась на психоаналитическом понимании, но существенно отличалась по охвату, концепции и расстановке акцентов. Его называли "недогматичным, эмансипированным фрейдистом". Эриксоновские понятия личности и кризиса личности стали обиходными и оказали определяющее влияние на все социальные науки.
Эриксон — блестящий, проницательный теоретик и прекрасный писатель. В основе его работ лежит теория циклов человеческой жизни, модель, которая интегрирует рост и развитие человека от рождения до преклонного возраста. Основной вклад Эриксона в изучение личности заключается в том, что, наряду с фрейдовскими стадиями психосексуального развития, он, во-первых, показал, как человек одновременно проходит стадии психосоциального развития и стадии развития эго, и, во-вторых, доказал, что развитие личности продолжается всю жизнь и что каждая стадия развития может иметь как положительный, так и отрицательный результат.
Социально-психологические феномены в малых группах
и коллективах различных уровней
Социально-психологические явления (феномены) в малых группах разнообразны и достаточно хорошо изучены. Приведем важнейшие из них: ...
Мышление как познавательный процесс
Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенное нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. ...
Особенности образа профессии у студентов
Вопросы, связанные с выбором профессии, с профессиональным самоопределением и становлением, самореализацией личности приобрели в настоящее время особую значимость, так как сегодня общество выдвигает новые требования к человеку — способность к самостоятельной постановке жизненных целей, независимость, возможность осуществлять свободный в ...