Мы предполагаем, что рефлексивность, как системообразующий фактор основных свойств психики, должен находиться во взаимосвязи и оказывать определенные влияния на временные ориентации личности. Рассматривая рефлексивность как процесс, имеет место тот факт, что с помощью рефлексии мы способны осознавать события нашей жизни, наделяя их смыслом. Мы предполагаем, что при повышении уровня рефлексивности усиливается негативное переживание настоящего момента, так как рефлексивность в данной ситуации требуется для поиска смысла. Для проверки данного предположения нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение взаимосвязи временных ориентаций личности с характеристиками рефлексивности.
Для исследования уровня рефлексивности была использована методика диагностики индивидуальной меры выраженности свойства рефлексивности «Уровень рефлексивности» А.В. Карпова. Для исследования временных ориентаций личности мы использовали опросник Ф. Зимбардо (ZTPI) (в адаптации А. Сырцовой) и процедуру «Линия жизни», суть которой заключается в том, что испытуемому предлагалось на бланке со шкалой от +5 вверх и до -5 вниз, изобразить «линию своей жизни», отмечая на ней события своей жизни, прошлого и будущего, при этом оценивая их относительно предлагаемой шкалы как положительные или отрицательные.
В исследовании приняли участие 50 испытуемых, студенты Курского государственного медицинского университета в возрасте 18 - 25 лет. Расчеты проводились с помощью статистического пакета STATISTICA 6.0, с использованием критерия Крускала-Уоллиса, U-критерия Манна-Уитни (попарно сравнение групп с высоким, средним и низким уровнями рефлексивности) и ранговой корреляции r Спирмена, посредством которых были получены следующие результаты и сделаны соответствующие выводы.
Обнаружена отрицательная корреляция между рефлексивностью и оценкой настоящего («Линия жизни») (р = 0,007, r = -3,78), отрицательная корреляция между рефлексивностью и «гедонистическим настоящим» (ZTPI) (р = 0,008, r = -0,37) и «фаталистическим настоящим» (ZTPI) (р = 0,0005, r= -0,48).
Расчеты с помощью критерия Крускала-Уоллиса показали: между группами с высоким, средним и низким уровнями рефлексивности имеют место неслучайные различия по уровню ориентации на «гедонистическое настоящее» (р=0,0388) и на «фаталистическое настоящее» (ZTPI) (р=0,014).
По критерию Манна-Уитни расчёты показали следующее: ориентация на фаталистическое настоящее в группе с высоким уровнем рефлексивности меньше ориентации на фаталистическое настоящее в группе со средним уровнем рефлексивности (р = 0,03). А ориентация на гедонистическое настоящее (р = 0,015). и на фаталистическое настоящее(р = 0,02) в группе со средним уровнем рефлексивности меньше ориентации на гедонистическое настоящее в группе с низким уровнем рефлексивности
Психолого-педагогическое консультирование
К психолого-педагогическому консультированию можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышение педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию ...
Этап 5. Реализация, контроль и обратная связь
После окончательного выбора метода Assessment Center в качестве наиболее оптимального решения для оценки персонала банка Председатель Правления Банка издает приказ о проведении оценки служащих банка с помощью выбранного метода.
Проект приказа о проведении деловой игры в банке
1. Провести в ОАО «ЯРСОЦБАНК» с… по… 2003 г. ежегодную оцен ...
Гуманистические теории личности
Усилия Э. Фромма, психоаналитика и социального философа, были направлены на гуманизацию психоанализа. С его точки зрения, даже если все физиологические потребности человека удовлетворены, психическое здоровье зависит от удовлетворения определенных собственно человеческих потребностей. Чтобы человек остался человеком, фрейдовские инстинк ...