Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Гендерная социализация в воспитании детей
Страница 1

Материалы » Формирование гендерной идентичности » Гендерная социализация в воспитании детей

Проблемы пола вызывали интерес у педагогов и мыслителей прошлого (Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Н.А. Бердяев и др.). Выделяя существенные психические различия представителей мужского и женского пола, они подчеркивали, что пол не есть одна из сторон человека - он захватывает и определяет всего человека. Главное внимание исследователи уделяли тому, что процесс формирования человека как представителя определенного пола протекает во взаимодействии врожденных задатков и программ развития, которые задаются обществом, культурой, воспитанием.

После разгрома педологии прекратились исследования в области половой идентичности и полоролевого развития в целом. Это обусловило "бесполость" всех человековедческих наук. Такое положение сохранялось в течение ряда последующих десятилетий. При воспитании и обучении детей не учитывалась такая существенная характеристика индивидуальности ребенка, как его половая принадлежность. Детей не готовили к выполнению в будущем специфичных для их пола семейных ролей, не развивали у них способы взаимодействий, характерные для мужского и женского типов поведения, не воспитывали у мальчиков качества мужественности, а у девочек качества женственности. Это оборачивалось тем, что, вступая в брак, многие молодые люди оказывались неспособными создать семью, основанную на согласии, взаимопонимании, доверии.

Недостатки в половом воспитании сказались на репродуктивной способности семьи и на демографической ситуации, сложившейся в России 20-го столетия. Негативные моменты в демографическом развитии России объясняются переживаемыми ныне трудностями в социально–экономической сфере. Но нельзя не предположить, что все это является отдаленным отрицательным последствием того, что в педагогической науке, признающей одним из важнейших принципов необходимость учета возрастных и индивидуально – типологических особенностей в воспитании ребенка, игнорировалась такая фундаментальная характеристика личности, как пол.

Несмотря на то, что проблема гендерной идентичности является относительно новой, имеется достаточное количество экспериментальных и теоретических исследований в этой области (Ш. Берн, А. Игли и др.). Большинство авторов рассматривает гендерную идентичность как одну из подструктур идентичности личности. Гендерная идентичность также может быть описана с точки зрения особенностей самовосприятия, самоопределения человека, его принадлежности к женской или мужской группе, формирующаяся на основе усвоения социальных и культурных образцов, моделей, норм и правил поведения, и включающая в себя не только ролевой аспект, но и образ человека в целом.

В настоящее время назрела необходимость использования гендерного подхода в школьном образовании, предполагающем преодоление стереотипов, мешающих успешному развитию личности ребенка и формирование социально приемлемых моделей поведения, основанных на личных интересах, потребностях, ценностях ребенка.

Научные данные многих современных отечественных и зарубежных исследований доказывают, что полоролевая идентификация – процесс и результат обретения ребенком психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола; отождествление им себя с человеком определенного пола и обретение черт психологических и особенностей поведения человека того же или противоположного пола, включая типичное ролевое поведение.

В условиях недифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек, сложившегося размывания границ между женскими и мужскими социальными ролями полоролевая социализация осуществляется стихийно, без должного педагогического внимания, в результате чего воспитание полоролевого поведения серьезно затрудняется, а в некоторых случаях приобретает искаженный, деструктивный характер. А, тем не менее, полоролевая социализация - неотъемлемая часть общего процесса социализации, которая, как отмечает Арутюнова Л.А. включает в себя три компонента: развитие представлений о себе, как о представителе определенного пола, возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентаций, а также форм поведения, соответствующего полу.

Страницы: 1 2


Прогнозирование готовности к школе по результатам диагностики основных психических процессов
Тема готовности к школе не является новой в научных публикациях и в практике дошкольного образования. В настоящее время существует множество разнообразных программ, призванных подготовить детей к школе. Однако эта проблема остается весьма актуальной. Так, результаты международной системы оценки качества образования PISA показывают разни ...

Влияние личностных особенностей на адаптацию русских иммигрантов в Финляндии
Данное исследование посвящено изучению влияния личностных особенностей на успешность процесса адаптации русскоязычных иммигрантов в Финляндии. Выборку составили 49 русских иммигрантов в возрасте от 21 до 72 лет, из них 37 женщин и 12 мужчин, с различной длительностью пребывания в Финляндии (от 2 месяцев до 15 лет). В исследовании были ...

Работа психолога в политической структуре не может быть массовой.
Ведя профессиональную деятельность в структуре власти, психолог обязан разрешать поставленные перед ним проблемы. Но вся соль в том, что специфика работы психолога в политике состоит в ее «единичности». А для такой единичной работы никто в серьез не станет разрабатывать техники и методики. Здесь то психолог и сталкивается с первой серье ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru