Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь.
Некоторая неопределенность предмета психологического консультирования отражается в разнообразии определений.
Определения психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.
Мной были рассмотрены две концепции психологического консультирования со сравнением их целей.
Первая концепция Э. Эдеймеллера, базирующаяся на методиках экзистенциальной терапии определяет психологическое консультирование как организованный процесс обучения клиента, актуализирующий дополнительные психологические силы и способности (личностные ресурсы), позволяющие ему найти новые варианты выхода из трудной жизненной ситуации.
Ее целью является помочь клиенту осознать собственный потенциал и побудить к принятию ответственности.
Вторая концепция К. Роджерса, ориентированная на клиента заключается во взаимодействии клиента и консультанта, конечной целью которого является самопознание и самоанализ клиента.
[1] Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. - 656 с.
[2] Роджерс К. Искусство консультирования и психотерапии // Пер. с англ. О.Кондрашовой, Р.Кучкаровой, Т.Рожковой, Ю.Овчинниковой, Г.Пимочкиной, М.Злотник. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002. – 976 с.
[3] Р. Кочюнас. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 199. – 464 с.
Предмет психологического диагноза
Предметом психологического диагноза является установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и патологии. Важнейший элемент диагноза - необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.
В целом психологический диагноз может ...
Проблема доверия и недоверия
Доверие как отдельное явление в психологии изучено крайне слабо, в большинстве случаев доверие рассматривается как необходимое условие возникновения какого-либо другого явления и не является предметом специального анализа. Как самостоятельное явление доверие описано в трудах Э. Эриксона; Т. Говира, а также в работах отечественного психо ...
Виды деятельности
Основные виды человеческой деятельности: познавательная, речевая, трудовая, учебная, игровая, деятельность общения не исчерпывают всего её многообразия.
Познавательная деятельность направлена на изучение мира с помощью таких психических познавательных процессов, как восприятие, мышление, воображение.
Речевая деятельность осуществляетс ...