Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Динамика личностных преобразований будущего учителя в условиях применения информационно-коммуникационных технологий

Материалы » Психологические особенности становления учителя » Динамика личностных преобразований будущего учителя в условиях применения информационно-коммуникационных технологий

Растущее применение компьютеров во всех сферах человеческой деятельности порождает новые проблемы и дает толчок к развитию новых областей исследования. Компьютер стал необходимым компонентом и фактором прогресса в производстве, научных исследованиях, в быту и образовании. Следует отметить, что в профессиональной подготовке становится важным не только научение будущего специалиста оперировать информацией, продуктивно и рационально её перерабатывать, но при этом встает проблема влияния всестороннего использования информационно-коммуникационных технологий на развитие его личности. Проблема психологической целесообразности применения компьютерной техники в образовании наиболее зримо выдвигает на передний план возрастные, индивидуально-психологические и социально-психологические аспекты. Так же в числе актуальных и важных задач остаются вопросы освоения информационных технологий с учетом психологических характеристик личности и не только познавательных, но и эмоционально-мотивационных (Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Бабанский Ю.К., Белинская Е.П., Войскунский А.Е., Тихомиров О.К.).

Опыт показывает, что использование компьютера в профессиональной подготовке оказывает неоднозначное влияние на различные стороны психического развития студента. Данное утверждение и определяет актуальность проведенного исследования, целью которого стало выявление особенностей развития личности будущего учителя с учетом индивидуальных различий в условиях профессионально-педагогической подготовки с активным применением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Приступая к исследованию, мы исходили из предположения о том, что учебно-профессиональная деятельность в условиях расширенного использования информационно-коммуникационных технологий неоднозначно сказывается на становлении личности студентов в контексте «прогрессивно-регрессивной» динамики развития основных подструктур личности: способствуя развитию интраиндивидных подструктур, она тормозит или нивелирует развитие интериндивидных подструктур и, возможно, при нарушении баланса в использовании ИКТ создает условия для определённых акцентуаций.

Экспериментальной базой для апробации и внедрения научных результатов исследования явились факультет информатики и филологический факультет Челябинского государственного педагогического университета. Эмпирическое исследование развития личностных качеств в условиях компьютеризированного обучения осуществлялось в течение пяти лет и было направлено на изучение динамики развития личности студентов в условиях различных вариантов использования информационно-коммуникационных технологий в их профессиональной подготовке.

Рассматривая личность как полиструктурное психическое образование, формируемое в социальном контексте, мы выделяем в ней те подструктуры, на которые оказывают особое влияние компьютерные методы и содержание профессиональной подготовки будущего учителя. К ним могут быть отнесены: интеллектуальная сфера, коммуникативные проявления и самоотношение как продукт самосознания.

Опираясь на теорию развития высших психических функций Л.С. Выготского, где говорится, что «психические процессы изменяются у человека так же, как изменяются процессы его практической деятельности», мы установили, что профессиональная подготовка в условиях применения информационно-коммуникационных технологий, усиливая интеллектуальные возможности студента, одновременно перестраивает саму структуру познавательной деятельности. Однако на развитие коммуникативной сферы личности будущего учителя применения ИКТ оказывает весьма дифференцированное воздействие. В группе студентов, специализирующихся в компьютерных технологиях, отмечается отрицательная динамика формирования навыков межличностного взаимодействия (частичный отказ от общения с другими людьми, разрыв дружеских связей, ослабление эмоциональных реакций, сужение сферы интересов). У студентов гуманитарного цикла обучения наблюдаются полярные изменения: насыщенность эмоциональной сферы, стремление к межличностным контактам. У студентов, специализирующихся в ИКТ, отмечаются также и существенные изменения в самоотношении: по мере роста уверенности в себе повышаются показатели самоценности и самопривязанности до самодостаточного уровня с выраженным чувством превосходства над окружающими.


Методическая разработка учебной лекции. I.Тема: Структурализм
Данная тема является ключевой для понимания студентов того, как происходило развитие определенных взглядов в процессе становления психологии и как происходило изменение этих взглядов. Для проведения данной лекции был использован материал Шульц Д.П. «История современной психологии» ...

Ассоциативное мышление
Ассоциативное мышление характеризуется связью мыслей без непосредственного опознания цели. Грезы, поток сознания, автоматическое письмо, сновидения – некоторые его виды. Они могут служить источниками важной информации о терапевтической ситуации, привести к интуитивным открытиям. В этой связи ассоциативная стратегия может оказаться адекв ...

Общая характеристика процессов мышления
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru