Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Лекция как метод преподавания психологии

Материалы » Профессиональная подготовка специалистов-психологов » Лекция как метод преподавания психологии

Чтение лекционного курса является одним из решающих факторов обучения и воспитания в вузах. Лекция – систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера. Лекция явля­ется не только формой изложения основного содержания той или иной темы, но и ведущим видом учебной работы. Лекция, в отличие от учебника, может и должна быть актуальной, содержать массу сведений, по­черпнутых из различных источников. Лекции позволяют быстро реагировать на изменения в жизни и научные открытия, имеют неограниченную возможность непрерывного обновления и обогаще­ния.

В учебно-воспитательном процессе вуза лекция вы­полняет несколько функций. Важнейшими из них являются:

· информационно-познавательная – изложение учебного материала по программе, восполнение разрыва между учеб­ником и жизнью, ориентирование на новое в психологической литературе;

· мировоззренческая – формирование научного мировоззрения, точнее – определе­ние его общего идейно-теоретического направления;

· логико-методологическая – формирование творческого мышления студентов, вооружение их методологи­ей научного исследования;

· воспитательная – выработка отношения к жизни человека и общества, объективная оценка со­бытий и явлений в жизни страны и за ее пределами;

· методическая – изложение конкретных рекомендаций по самостоя­тельному творческому накоплению, углублению и закрепле­нию психологических знаний, ориентирование на научный поиск по актуальным проблемам.

Несмотря на то, что каждая лекция должна в определенной мере выполнять перечисленные функции, она призва­на решать также и специфические задачи. Поэтому в процес­се преподавания психологии учебным планом может быть предусмотрено чтение различных видов лекций: установоч­ной (вводной), учебно-программной, по спецкурсу, обзорно-итоговой.

Установочные лекции призваны восстановить ранее при­обретенные студентами знания, а также помочь им орга­низовать свою самостоятельную работу по изучению психологии, подготовить их к восприятию более сложных проблем.

Учебно-программная лекция является основным видом занятий. Она обеспечивает логику и цельность курса, изложение глав­ных, узловых вопросов психологии. Спецкурсы читаются по новым или малоразработанным проблемам психологии, часто остродискуссионным. Обзорно-итоговые лекции читаются на заключительном этапе изучения психологии, чаще перед экзаменационной сессией. В них дается лишь краткий обзор изученного ма­териала.

При подго­товке лекции преподаватель руководст­вуется учебной программой курса психологии, рекомендация­ми, выработанными предметно-методическими комиссиями. Подготовка к лекции – сложный процесс, включающий не­сколько этапов:

1) сбор необходимого материала в со­ответствии с программой;

2) разработку подробного плана (основные вопросы лекции утверждаются на предметно-ме­тодической комиссии);

3) отбор материала для непосредствен­ного использования в лекции;

4) определение главных проблем и поиск того, чем можно пробудить интерес аудитории, на что быстрее откликнутся студенты (живая связь с жизнью, с тем, что их ждет в работе, и т. п.);

5) составление текста лек­ции, ее конспекта или других рабочих записей;

6) определение логической последовательности основных положе­ний учебных вопросов лекции;

7) продумывание воспитательных возможностей и форм активизации внимания студентов;

8) выбор необходимых ТСО, времени их применения, определе­ние других форм наглядности;

9) формулирование выводов и рекомендаций для самостоятельной работы.

Важнейшим рабочим документом, в котором разверты­вается логическая структура лекции, кристаллизируется ее замысел, является план. Изложение материала должно быть ясным, по­следовательным и доказательным. Важную роль в доказательстве истинности содержания лекции играет умелое использование фактического материа­ла.

Любая лекция должна иметь логическое завершение, роль которого выполняет заключение. Выводы по лекции подытоживают размышления преподавателя по учебным вопросам.


Психосемантическая диагностика профессиональной идентичности студентов-психологов с различными формами обучения
На современном этапе развития психологии проблемы личностного роста, самореализации, становления идентичности человека приобретают все большую актуальность. Одной из составляющих личностной идентичности является профессиональная идентичность. Профессиональная идентичность, в данном случае, выступает как часть Эго-идентичности и играет ...

Диагноз “аутизм”
Все основные элементы первого описания аутизма и сегодня считаются определяющими характеристиками данного расстройства. Аутизм рассматривается отдельно от детской шизофрении и других серьезных детских заболеваний, включая врожденную глухоту, умственную отсталость, нарушения речевого развития. Аутизм – наиболее тяжелое и рано проявляющее ...

Проблема доверия и недоверия
Доверие как отдельное явление в психологии изучено крайне слабо, в большинстве случаев доверие рассматривается как необходимое условие возникновения какого-либо другого явления и не является предметом специального анализа. Как самостоятельное явление доверие описано в трудах Э. Эриксона; Т. Говира, а также в работах отечественного психо ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru