Чтение лекционного курса является одним из решающих факторов обучения и воспитания в вузах. Лекция – систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера. Лекция является не только формой изложения основного содержания той или иной темы, но и ведущим видом учебной работы. Лекция, в отличие от учебника, может и должна быть актуальной, содержать массу сведений, почерпнутых из различных источников. Лекции позволяют быстро реагировать на изменения в жизни и научные открытия, имеют неограниченную возможность непрерывного обновления и обогащения.
В учебно-воспитательном процессе вуза лекция выполняет несколько функций. Важнейшими из них являются:
· информационно-познавательная – изложение учебного материала по программе, восполнение разрыва между учебником и жизнью, ориентирование на новое в психологической литературе;
· мировоззренческая – формирование научного мировоззрения, точнее – определение его общего идейно-теоретического направления;
· логико-методологическая – формирование творческого мышления студентов, вооружение их методологией научного исследования;
· воспитательная – выработка отношения к жизни человека и общества, объективная оценка событий и явлений в жизни страны и за ее пределами;
· методическая – изложение конкретных рекомендаций по самостоятельному творческому накоплению, углублению и закреплению психологических знаний, ориентирование на научный поиск по актуальным проблемам.
Несмотря на то, что каждая лекция должна в определенной мере выполнять перечисленные функции, она призвана решать также и специфические задачи. Поэтому в процессе преподавания психологии учебным планом может быть предусмотрено чтение различных видов лекций: установочной (вводной), учебно-программной, по спецкурсу, обзорно-итоговой.
Установочные лекции призваны восстановить ранее приобретенные студентами знания, а также помочь им организовать свою самостоятельную работу по изучению психологии, подготовить их к восприятию более сложных проблем.
Учебно-программная лекция является основным видом занятий. Она обеспечивает логику и цельность курса, изложение главных, узловых вопросов психологии. Спецкурсы читаются по новым или малоразработанным проблемам психологии, часто остродискуссионным. Обзорно-итоговые лекции читаются на заключительном этапе изучения психологии, чаще перед экзаменационной сессией. В них дается лишь краткий обзор изученного материала.
При подготовке лекции преподаватель руководствуется учебной программой курса психологии, рекомендациями, выработанными предметно-методическими комиссиями. Подготовка к лекции – сложный процесс, включающий несколько этапов:
1) сбор необходимого материала в соответствии с программой;
2) разработку подробного плана (основные вопросы лекции утверждаются на предметно-методической комиссии);
3) отбор материала для непосредственного использования в лекции;
4) определение главных проблем и поиск того, чем можно пробудить интерес аудитории, на что быстрее откликнутся студенты (живая связь с жизнью, с тем, что их ждет в работе, и т. п.);
5) составление текста лекции, ее конспекта или других рабочих записей;
6) определение логической последовательности основных положений учебных вопросов лекции;
7) продумывание воспитательных возможностей и форм активизации внимания студентов;
8) выбор необходимых ТСО, времени их применения, определение других форм наглядности;
9) формулирование выводов и рекомендаций для самостоятельной работы.
Важнейшим рабочим документом, в котором развертывается логическая структура лекции, кристаллизируется ее замысел, является план. Изложение материала должно быть ясным, последовательным и доказательным. Важную роль в доказательстве истинности содержания лекции играет умелое использование фактического материала.
Любая лекция должна иметь логическое завершение, роль которого выполняет заключение. Выводы по лекции подытоживают размышления преподавателя по учебным вопросам.
Ядерная магнитная резонансная интроскопия (ЯМРИ)
Для исследования процессов запоминания и воспроизведения информации используется ядерная магнитная резонансная интроскопия. Для исследования пациента помещают в цилиндрическую трубу с постоянным магнитным полем, в 30 000 раз превышающим земное. На тело пациента воздействуют радиоволнами, протоны тканей поглощают их энергию. После отключ ...
Психологические основы профессиональной подготовки
специалистов и обеспечения их будущей деятельности
Профессиональная подготовка специалистов предполагает профессиональное обучение, в результате которого обучающийся овладевает системой научных знаний и познавательных умений, навыков. В результате профессионального образования развивается мировоззрение. Обучение происходит во взаимодействии педагога и студента, также важна самостоятельн ...
Мои психологические особенности, полагающие и
мешающие мне в общении с людьми.
Общение является неотъемлемой частью нашей жизни. Общаться приходится постоянно, даже элементарный поход в магазин уже является общением. Во многом характер разговора зависит от обстановки настроения собеседника. Кто-то легче идет на контакт и более общительный, а кто-то тяжелей и без особого желания, а по необходимости.
Что касается м ...