Чтение лекционного курса является одним из решающих факторов обучения и воспитания в вузах. Лекция – систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера. Лекция является не только формой изложения основного содержания той или иной темы, но и ведущим видом учебной работы. Лекция, в отличие от учебника, может и должна быть актуальной, содержать массу сведений, почерпнутых из различных источников. Лекции позволяют быстро реагировать на изменения в жизни и научные открытия, имеют неограниченную возможность непрерывного обновления и обогащения.
В учебно-воспитательном процессе вуза лекция выполняет несколько функций. Важнейшими из них являются:
· информационно-познавательная – изложение учебного материала по программе, восполнение разрыва между учебником и жизнью, ориентирование на новое в психологической литературе;
· мировоззренческая – формирование научного мировоззрения, точнее – определение его общего идейно-теоретического направления;
· логико-методологическая – формирование творческого мышления студентов, вооружение их методологией научного исследования;
· воспитательная – выработка отношения к жизни человека и общества, объективная оценка событий и явлений в жизни страны и за ее пределами;
· методическая – изложение конкретных рекомендаций по самостоятельному творческому накоплению, углублению и закреплению психологических знаний, ориентирование на научный поиск по актуальным проблемам.
Несмотря на то, что каждая лекция должна в определенной мере выполнять перечисленные функции, она призвана решать также и специфические задачи. Поэтому в процессе преподавания психологии учебным планом может быть предусмотрено чтение различных видов лекций: установочной (вводной), учебно-программной, по спецкурсу, обзорно-итоговой.
Установочные лекции призваны восстановить ранее приобретенные студентами знания, а также помочь им организовать свою самостоятельную работу по изучению психологии, подготовить их к восприятию более сложных проблем.
Учебно-программная лекция является основным видом занятий. Она обеспечивает логику и цельность курса, изложение главных, узловых вопросов психологии. Спецкурсы читаются по новым или малоразработанным проблемам психологии, часто остродискуссионным. Обзорно-итоговые лекции читаются на заключительном этапе изучения психологии, чаще перед экзаменационной сессией. В них дается лишь краткий обзор изученного материала.
При подготовке лекции преподаватель руководствуется учебной программой курса психологии, рекомендациями, выработанными предметно-методическими комиссиями. Подготовка к лекции – сложный процесс, включающий несколько этапов:
1) сбор необходимого материала в соответствии с программой;
2) разработку подробного плана (основные вопросы лекции утверждаются на предметно-методической комиссии);
3) отбор материала для непосредственного использования в лекции;
4) определение главных проблем и поиск того, чем можно пробудить интерес аудитории, на что быстрее откликнутся студенты (живая связь с жизнью, с тем, что их ждет в работе, и т. п.);
5) составление текста лекции, ее конспекта или других рабочих записей;
6) определение логической последовательности основных положений учебных вопросов лекции;
7) продумывание воспитательных возможностей и форм активизации внимания студентов;
8) выбор необходимых ТСО, времени их применения, определение других форм наглядности;
9) формулирование выводов и рекомендаций для самостоятельной работы.
Важнейшим рабочим документом, в котором развертывается логическая структура лекции, кристаллизируется ее замысел, является план. Изложение материала должно быть ясным, последовательным и доказательным. Важную роль в доказательстве истинности содержания лекции играет умелое использование фактического материала.
Любая лекция должна иметь логическое завершение, роль которого выполняет заключение. Выводы по лекции подытоживают размышления преподавателя по учебным вопросам.
Задача 3
1. Какие из приведенных ниже положений характеризуют психическое отражение, какие - зеркальное?
а) активно воздействует на среду - психическое отражение;
б) отражает явление только в момент его непосредственного воздействия - зеркальное отражение;
в) дает приблизительно правильную копию предметов и явлений действительности - психичес ...
Наблюдение №2
(см. Приложение 2; у каждого испытуемого номер – 1,2 слева направо)
1) оптико-кинетическая система
Руки: у 1прижаты к корпусу, ладонь у виска, закрывает часть щеки и рта – жест сомнения; по Пизу это жест, производный от жеста закрывания рукой глаз, то есть нежелания что-то видеть или от жеста закрывания рта при попытке солгать; стремл ...
Возникновение предконфликтной ситуации
Но тут эмоции начали потихоньку брать верх (я вспоминала, как сам ездила на машине прошедшим летом). Я готова была уж поскорее взять деньги в кредит. Но это могло спокойно привести меня к «влезанию в долги». Или даже если бы я просто попросила у нескольких знакомых по некоторой сумме денег. Это тоже очень нехорошо отразилось бы на финан ...