Гуманистическая психология
В 40-х годах К.Левин выдвигает важнейший методологический принцип: ситуация должна рассматриваться не с точки зрения абстрактного наблюдателя, а с позиции самого вовлеченного в нее человека, как она дана в его переживании, как она дана для него.
Важнейшим фактором организации поведения взрослого человека Левин считал 'наличие одной ведущей идеи, которая контролирует и управляет более частными видами деятельности. Этой ведущей идеей может быть основной замысел или достижение цели'. Из теории Левина У. Томас вывел представление об 'определяющей ситуации', а Р. Мертон о 'самовыполняющемся пророчестве'. В целом отсюда выросли почти все последующие теоретические представления психологии о том, что человек не только реагирует на ту или иную ситуацию, но, более того, сам создает тот мир, в котором живет.
К. Гольдштейн первым ввел в научный оборот понятия 'самоактуализация' и 'самореализация': имеется в виду, что человек постоянно стремится реализовать свои врожденные потенции всеми доступными способами. Гольдштейн утверждает, что нормальный организм может временно отложить еду, сон, секс и т.д., если есть другие мотивы - любопытство или желание игры. Из этого делается вывод, что 'способности организма определяют его потребности', а не наоборот.
В 1937 году Оллпорт представил теорию, согласно которой личность представляет собой открытую психофизиологическую систему, особенностью которой является стремление к реализации своего жизненного потенциала.
К .Роджерс постулирует тенденцию к самоактуализации как движение к конгруэнтности, адекватному восприятию мира и себя в мире.
В 'Дальних пределах человеческой психики' Маслоу пишет, что 'критерием, по которому можно судить о продвижении в правильном направлении, являются пиковые переживания, они же являются и наградой самоактуализирующейся личности'. С другой стороны, любой отказ от усилий по полной реализации потенциала чреват возникновениями патологий. Маслоу полагал, что человек, удовлетворивший свои дефициентные потребности, несомненно, обратится к поиску более высоких потребностей, необходимо лишь указать ему направление поиска.
Таким образом, гуманистическая психология исходит из представления о том, что людям свойственно развиваться в 'позитивном' направлении, которое характеризуется движением к самоактуализации. Однако зададимся вопросом, является ли достижение самоактуализации конечным пунктом развития личности? К чему еще может стремиться человек, достигший успеха, получивший в полной мере признание и в социуме, и в семье, и в мнении экспертов? Здесь мы приходим к порогу на котором гуманистическая психология спотыкается .
Трансперсональная психология
С. Гроф, К. Уилбер, Т. Маккен создали Трансперсональную психологию. Т.п. сделала шаг вперед выдвинув положение о том, что мир представляет собой параллельное и одномоментное существование множества самых различных реальностей, обладающих равным онтологическим статусом. Границы между этими реальностями - это навязанная дурным воспитанием культурно обусловленная фикция в сознании человека, пребывающего в неведении, и страдающего только вследствие неведения. С. Гроф ввел новую картографию человеческой психики, в которой он показал, что большинство классифицируемых традиционной психиатрией заболеваний, таких как неврозы и психозы по сути дела являются кризисами роста, которые в определенных условиях возникают у всех людей, а не болезнями.
Виды внимания
Если лекция преподавателя интересна по содержанию, то студенты без всяких усилий, внимательно ее слушают. Это - проявление непроизвольного внимания. Оно нередко появляется у человека не только без всяких волевых усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т.д. Поэтому данный вид внимания называют также непреднамеренным.
Причи ...
Вербальная коммуникация
Коммуникативное взаимодействие людей происходит преимущественно в вербальной (словесной) форме - в процессе языкового общения. Его особенность заключается в том, что оно за формой и по содержанию направлено на другого человека, включенное в коммуникативный процесс, является фактом коммуникации. Вербальная коммуникация может быть направл ...
Изучение мотивационного компонента готовности детей с нарушениями зрения к
обучению в школе
Так, в большинстве исследований готовность детей к школе, в том числе, и детей с нарушениями зрения, определяется на основе выявления уровня развития психических процессов (мышления, восприятия, памяти, речи и т.д.), навыков чтения, письма, счета. Очевидно, что названные показатели в большей мере отражают интеллектуальную готовность реб ...