Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Значение интеллектуального тренинга для формирования самоотношения на этапе обучения в ВУЗе
Страница 1

Материалы » Значение интеллектуального тренинга для формирования самоотношения на этапе обучения в ВУЗе

Определенная Р.Бернсом (1986) целостная Я-концепция, рассматривается как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции чаще всего называют образом «Я» или представлением о себе, т.е. самоотношением.

В обозначенном аспекте образа «Я», связанного с отношением к себе, имеет место гораздо меньшая терминологическая определенность. С.Р. Пантилеев (1991), в своих исследованиях отмечает, что образ «Я» - это и самооценка, и самоуважение, и самопринятие, и эмоционально-ценностное отношение к себе (В.В. Столин (1985)), и просто самоотношение. Зарубежные исследователи используют такие критерии как: обобщенная самооценка, самочувствие, любовь к себе, самоуважение, самопринятие, установка на себя, публичная самооценка ( С.В.Малаков (1991), Х.Маркус (1993) , П. Нуриус (1993) и др.).

Анализ такого различия показывает, что в исследуемом аспекте нет каких-либо определенных и общепризнанных концептуальных разграничений. Понятийный смысл каждого термина (параметра) можно понять лишь в рамках конкретных исследований или теоретических построений. Из этого следует, что устойчивой терминологической базы в сфере исследований самоотношения пока не существует.

Несмотря на указанную терминологическую аморфность, существуют попытки осмысления феномена самоотношения.

Определяя источник и движущие силы развития самосознания С.Л.Рубинштейн (1957) писал: « Не сознание рождается из самосознания, из Я, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, Я самоформируется в ней».

Современное профессиональное образование должно закладывать в личность механизмы саморазвития, саморегуляции, самозащиты и т.п.

Проведенный теоретический анализ позволяет говорить о су­ществовании трех разных подходов рассмотрения отношения человека к себе: понимания самоотношения как аффективного компонента самосознания (самоотношение в структуре самосознания), как черты личности (самоотношение в структуре личности), как компонен­та саморегуляции (самоотношение в системе саморегуляции). Их интеграция возможна на основе методологического положения о единстве деятельности, личности и (само) сознания.

Системный анализ самоотношения предполагает его рассмотрение как представленного одновременно на трех уровнях бытия человека: деятельности, лично­сти как субъекта этой деятельности и самосознания как смыслового ядра личности. Вклю­чаясь в ту или иную деятельность, личность осмысливает себя как субъекта деятельно­сти. Результатом такого осмысления является отношение личности к себе как выражение в самосознании личностного смысла «Я» по отношению к мотивам самореализации. Формируясь в процессе осмысления личностью себя как субъекта жизненных отношений, самоотношение обнаруживается в структуре личности как смысловая диспозиция. При этом, будучи устойчивой, относительно независимой от актуального жизненного опыта, оно проецируется в деятельность как установка, состояние готовности личности к тому или иному поведению.

Чтобы обладать способностью чувствовать эмоциональное состояние другого че­ловека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способностью взглянуть на обстоятельства глазами собеседника, необходимо выработать, прежде всего, у себя позитивное самоотношение (А.Н.Алексеева (1983), A.M. Ахмедханов (1983), В.С.Мерлин (1986) и др.). В этой связи, на наш взгляд, очень важно еще в стенах вуза сформировать у будущего психолога позитивное самоотношение, так как богатство, многосторонность и эмоциональная насыщенность его деятельности вынуждают студента пристально изучать себя как профессионала. При этом не только происходит осознание тех или иных профессионально значимых качеств личности, но и формируется определенное самоотношение (позитивное или негативное). Кроме того, будущий психолог испытывает чувство удовлетворенности или недовольства своим трудом, эмоционально переживает соответствие «образа Я» идеальному образу себя как педагога. В связи с достаточно большой понятийной неустойчивостью структуры самоотношения с опорой на теорию целостного педагогического сознания (Л.Е. Плескач, 2000), можно предложить структуру самоотношения на базе более обобщенных концептуальных подходах, на пример 3-х макроструктур: «Я

Страницы: 1 2 3


Глава 2. 20 ответов.
А) Цельное «Я – индивидуальное». Б) сопоставление социальных ролей. В тесте «20 ответов» (Кун, Мак Партленд) испытуемому предлагается написать 20 ответов на вопрос: Кто Я? Ответы должны быть честными, но при этом не забывать про логику и значимость ответов. Все 20 ответов поделены на 4 группы: 1. А – «Я-индивидуальное» – индивидуальн ...

Научно-теоретические аспекты стресса
Понятие стресса соотносится к классификации эмоциональных состояний. При этом он влияет на поведение человека, его здоровье, от стрессовых факторов зависит работоспособность человека, его взаимоотношения с окружающими. Современные политические и экономические преобразования создают в обществе стрессовые ситуации, оптимальный выход из к ...

Социальная служба
Примером социальной службы является посредничество различного вида: · выплаты социальных пособий; · предоставле­ние информации о том, где можно найти работу, получить образование и жилье; · помощь в списании долгов; · как до­биться льгот в очереди на детский сад или на место в больнице. Содержание контактов концентрируется на опоср ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru