Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Роль творческих способностей в выборе копинг-стратегий у подростков
Страница 1

Материалы » Психологические особенности общения в подростковом возрасте » Роль творческих способностей в выборе копинг-стратегий у подростков

Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Развитие и усовершенствование творческого мышления позволит подростку выработать навык нахождения эффективных решений проблем. Осознанное целенаправленное использование своего творческого мышления дает возможность личности достичь желаемого результата, самореализоваться.

Под творческими способностями Я.А. Пономарев понимает способность распознавать и ассимилировать в деятельности побочный продукт, порождающийся в процессе деятельности и не имеющий прямого отношения к цели.

Ряд исследователей полагают, что главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу, К. Роджерс и другие). Многие исследователи связывают креативность, в первую очередь, с особенностями мышления (Дж. Гилфорд, Э. де Боно, Е.П. Торранс; А.Н. Лук, Е.Е. Туник).

Понятие "копинг-поведение" используется для описания характерных способов поведения человека в трудных ситуациях, направленных на овладение требованиями ситуации, рассматриваемыми как осознанные и целенаправленные действия человека по разрешению трудной ситуации, путем ее преобразования в соответствии с характером рассогласования в структуре ситуации.

Такое поведение определяется не только особенностями ситуации, но и личностными особенностями и способностью человека к совладанию, сформированными в течение его жизни.

В подростковом возрасте как ключевом этапе становления личности психологической задачей является самоопределение или формирование личностной идентичности, формируются основные формы адаптации и развития. Успешную или неуспешную адаптацию так же определяют соответственно конструктивные и неконструктивные копинг-стратегии. К базисным копинг-стратегиям относятся стратегии: "разрешения проблем", "поиск социальной поддержки" и "избегание".

Особое развитие приобретает латеральное мышление, которое касается исключительно видоизменения устоявшихся понятий и точек зрения, представляющих собой коллекцию моделей поведения и стереотипов мышления. Все это приводит к мысли, что творчески развитая личность должна справляться с трудностями достаточно эффективно.

Основываясь на концепциях творческого мышления (Дж. Гилфорд, Э. де Боно, Е.П. Торранс; А.Н. Лук, Е.Е. Туник) и интегративного подхода к пониманию копинг-поведения (Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, С.А. Хазова) мы определили особенности творческого мышления подростков с помощью Краткого теста творческого мышления Е. Торранса "Фигурная форма"; Опросника креативности Д. Джонсона; вербальных тестов батареи тестов творческого мышления Е.Е. Туник (тест "Использование предметов" и тест "Выражения") и особенности копинг-поведения с помошью Опросника способов совладания (ОСС) Р. Лазаруса и С. Фолкман, адаптированного Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк и методики "Копинг-поведение в стрессовых ситуациях" (КПСС) Н.С. Эндлера, Д.А. Паркера, адаптированного Т.Л. Крюковой.

Для решения теоретических и практических задач исследования были разработаны рекомендации по развитию творческого мышления и авторская программа развития творческого мышления подростков.

В результате проведения эмпирического исследования теоретическая гипотеза подтвердилась: творческие способности можно считать дополнительным ресурсом совладающего поведения подростков.

1. Эмпирически выявлен достоверный сдвиг в сторону повышения показателей творческого мышления, а также показателей копинг-стратегий, соответствующих модели активного адаптивного функционального копинг-поведения (активных стратегий, направленных на разрешение проблем и поиск социальной поддержки) после проведения занятий по Программе развития творческого мышления подростков. Это подтверждает эффективность использования Программы развития творческого мышления в работе с подростками, а также роль творческих способностей в выборе активных копинг-стратегий среди подростков.

Страницы: 1 2


Ведущая деятельность
Ведущая деятельность в юношеском возрасте — познавательная. В старшем школьном возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной и прочной. Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно — интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и мор ...

Решение психологической задачи
Даны 4 факта, какой из них – главный мотив, по которому Петя пропускал уроки? Мотив – это внутренний стимул, внутренняя потребность, которая есть у людей. Это ваше желание. Ваше стремление. Ваша мечта. То, что хочет, к чему стремится, чего требует ваше тело и разум. То, чего вы хотите добиться, называется целью, стимулом или объектом. ...

Регуляция сна
Аутогенная тренировка позволяет засыпать и пробуждаться в заданное время. Для вызывания сна проводится первое упражнение без выведения из состояния покоя. Релаксация переходит в сон. Для пробуждения применяют самовнушение. ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru