Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Развитие и усовершенствование творческого мышления позволит подростку выработать навык нахождения эффективных решений проблем. Осознанное целенаправленное использование своего творческого мышления дает возможность личности достичь желаемого результата, самореализоваться.
Под творческими способностями Я.А. Пономарев понимает способность распознавать и ассимилировать в деятельности побочный продукт, порождающийся в процессе деятельности и не имеющий прямого отношения к цели.
Ряд исследователей полагают, что главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу, К. Роджерс и другие). Многие исследователи связывают креативность, в первую очередь, с особенностями мышления (Дж. Гилфорд, Э. де Боно, Е.П. Торранс; А.Н. Лук, Е.Е. Туник).
Понятие "копинг-поведение" используется для описания характерных способов поведения человека в трудных ситуациях, направленных на овладение требованиями ситуации, рассматриваемыми как осознанные и целенаправленные действия человека по разрешению трудной ситуации, путем ее преобразования в соответствии с характером рассогласования в структуре ситуации.
Такое поведение определяется не только особенностями ситуации, но и личностными особенностями и способностью человека к совладанию, сформированными в течение его жизни.
В подростковом возрасте как ключевом этапе становления личности психологической задачей является самоопределение или формирование личностной идентичности, формируются основные формы адаптации и развития. Успешную или неуспешную адаптацию так же определяют соответственно конструктивные и неконструктивные копинг-стратегии. К базисным копинг-стратегиям относятся стратегии: "разрешения проблем", "поиск социальной поддержки" и "избегание".
Особое развитие приобретает латеральное мышление, которое касается исключительно видоизменения устоявшихся понятий и точек зрения, представляющих собой коллекцию моделей поведения и стереотипов мышления. Все это приводит к мысли, что творчески развитая личность должна справляться с трудностями достаточно эффективно.
Основываясь на концепциях творческого мышления (Дж. Гилфорд, Э. де Боно, Е.П. Торранс; А.Н. Лук, Е.Е. Туник) и интегративного подхода к пониманию копинг-поведения (Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, С.А. Хазова) мы определили особенности творческого мышления подростков с помощью Краткого теста творческого мышления Е. Торранса "Фигурная форма"; Опросника креативности Д. Джонсона; вербальных тестов батареи тестов творческого мышления Е.Е. Туник (тест "Использование предметов" и тест "Выражения") и особенности копинг-поведения с помошью Опросника способов совладания (ОСС) Р. Лазаруса и С. Фолкман, адаптированного Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк и методики "Копинг-поведение в стрессовых ситуациях" (КПСС) Н.С. Эндлера, Д.А. Паркера, адаптированного Т.Л. Крюковой.
Для решения теоретических и практических задач исследования были разработаны рекомендации по развитию творческого мышления и авторская программа развития творческого мышления подростков.
В результате проведения эмпирического исследования теоретическая гипотеза подтвердилась: творческие способности можно считать дополнительным ресурсом совладающего поведения подростков.
1. Эмпирически выявлен достоверный сдвиг в сторону повышения показателей творческого мышления, а также показателей копинг-стратегий, соответствующих модели активного адаптивного функционального копинг-поведения (активных стратегий, направленных на разрешение проблем и поиск социальной поддержки) после проведения занятий по Программе развития творческого мышления подростков. Это подтверждает эффективность использования Программы развития творческого мышления в работе с подростками, а также роль творческих способностей в выборе активных копинг-стратегий среди подростков.
Анализ перцептивной стороны общения. Примеры
ситуаций из моей жизни, когда неправильное первое впечатление затруднило или
сделало невозможным дальнейшее общение с человеком (ошибки по факторам прево
Порой первое впечатление о человеке не всегда оказывается правильным, но получается так, что оно остается на всегда даже если в процессе дальнейшего общения человек проявляет себя с положительной стороны, мнение о нем уже сформировано и его не изменишь не потому что не хочешь, а потому что негативный отпечаток уже остался. Вот две ситуа ...
Понятие о способностях. Задатки и способности. Развитие способностей. Профессиональные
способности менеджера
Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:
· Способности — свойства души человека, понимаемые как совокупность в ...
Дефиниция «юзер» в коммуникации
Одна из тенденций современного русского языка – его расширение за счет включения все новых слов, заимствованных из английского языка, так называемых, американизмов. Проникновение в лексикон заимствованных слов – явление не новое, однако масштабное замещение существующих в языке слов английскими аналогами – феномен конца XX - начала XXI ...