Еще одни из первых исследователей индивидуальных особенностей человека обнаруживали связь болезней с определенным психическим складом личности, т.е. наличием психосоматических заболеваний, которые обусловлены определенными личностными особенностями. Со временем сформировались несколько подходов к изучению рассматриваемого вопроса.
Подход этиологический постулирует положение, что у людей с определенными личностными характеристиками существуют специфические болезни, т.е. причиной которых становится сам субъект.
Второй подход связан с изучением личностных особенностей, усиливающих или ослабляющих влияние стресса. Его смысл состоит в том, что личностные особенности лишь опосредуют влияние внешней причины болезни, общей для всех людей.
Третий подход – изучение того, как одни и те же терапевтические средства воздействуют на людей с разной типологией. Так, например, установлено, что реакция на прием гипертониками разовой дозы используемого ими препарата зависит от силы – слабости нервной системы. У тех больных, кто отличается ее силой, происходит ухудшение функционального состояния, а у больных со слабой нервной системой – улучшение.
Еще один подход направлен на изучение отношения людей к болезни в связи с их личностными особенностями. Предполагается, что последние влияют на восприятие собственного здоровья и вероятность обращения за медицинской помощью. Остановимся на характеристике влияния индивидуально-психологических особенностей в формировании реакции на здоровье-заболевание.
Объект и методы психодиагностики межличностных отношений
В настоящее время в психологии существует громадное количество конкретных методических приемов исследования межличностных отношений, и даже беглый обзор их вряд ли уместился бы во всем объеме этой работы. Это понятно, имея в виду как обширную феноменологию межличностных отношений, задачи, решаемые отдельными методиками, так и различия в ...
Развитие самопознания, самооценки и чувства взрослости в юношеском
возрасте. Мечта в юношеском возрасте и ее значение в психическом развитии
юношества.
Юношеский возраст - наиболее важный период развития, на который приходится основной кризис идентичности. За ним следует либо обретение "взрослой идентичности", либо задержка в развитии, то есть "диффузия идентичности".Подростковый (юношеский) возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чащ ...
Возможность целенаправленного развития памяти в учебной деятельности
В соответствии с целями деятельности, в которую включены процессы запоминания, различают два основных вида запоминания: непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное запоминание - это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий. Это строго закономерный процесс, определяемый особенностями нашей деятельности. К ...