Еще одни из первых исследователей индивидуальных особенностей человека обнаруживали связь болезней с определенным психическим складом личности, т.е. наличием психосоматических заболеваний, которые обусловлены определенными личностными особенностями. Со временем сформировались несколько подходов к изучению рассматриваемого вопроса.
Подход этиологический постулирует положение, что у людей с определенными личностными характеристиками существуют специфические болезни, т.е. причиной которых становится сам субъект.
Второй подход связан с изучением личностных особенностей, усиливающих или ослабляющих влияние стресса. Его смысл состоит в том, что личностные особенности лишь опосредуют влияние внешней причины болезни, общей для всех людей.
Третий подход – изучение того, как одни и те же терапевтические средства воздействуют на людей с разной типологией. Так, например, установлено, что реакция на прием гипертониками разовой дозы используемого ими препарата зависит от силы – слабости нервной системы. У тех больных, кто отличается ее силой, происходит ухудшение функционального состояния, а у больных со слабой нервной системой – улучшение.
Еще один подход направлен на изучение отношения людей к болезни в связи с их личностными особенностями. Предполагается, что последние влияют на восприятие собственного здоровья и вероятность обращения за медицинской помощью. Остановимся на характеристике влияния индивидуально-психологических особенностей в формировании реакции на здоровье-заболевание.
Личностные черты
Теории личности Г. Олпорта и Р. Кеттела придавали большое значение понятию «черта личности». (Олпортовская концепция «черты» соответствует понятию «фактор» у Кеттела.) Каждая личность обладает неким набором «общих черт». Конкретные индивиды могут быть охарактеризованы какой-то одной основополагающей чертой. Кроме того, каждый человек об ...
Способы проведения консультирования подростков
Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации:
- установление контакта с подростком;
- запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;
- диагностическая беседа: поиск причин трудностей;
- интерпретация: словесно высказанная гипотеза консуль ...
Формы воспитания
Под ними понимаются внешне выраженные способы организации воспитательного процесса. Классифицировать их можно по разным основаниям:
- по числу участвующих в них лиц: индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые,
- по частным задачам: культурные, спортивные, правовые, военно-патриотические и др.,
- по особенност ...