Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Самосознание личности

Материалы » Психология идентичности » Самосознание личности

Сознание человека – это вообще не только теоретическое, познавательное, но и моральное сознание. Корнями своими оно уходит в общественное бытие личности. Свое психологически реальное выражение оно получает в том, какой внутренний смысл приобретает для человека все то, что совершается вокруг него и им самим.

Самосознание – не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить сами задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем[1].

Как справедливо отмечал Л.С. Выготский, «личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других… За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей»[2]. Функции самосознания Выготский называл «третичными» функциями, имея в виду, что они производны как от непосредственного социального общения личности, так и от ее уже интерноризованных и в этом смысле «вторичных» психических функций.

Личность не может определить себя безотносительно к системе своих «социальных ролей»; она может сливаться, идентифицироваться с ними или отстраняться, дистанцироваться от них, даже противопоставлять себя им, но во всех случаях при определении своего «Я» они как бы служат для личности точкой отсчета.

Чем богаче структура жизнедеятельности индивида, чем шире круг его социальных принадлежностей, тем более сложным и дифференцированным будет его самосознание.

Во-первых, человек сталкивается с тем, что его разные обязанности и роли, например, профессиональные и семейные, не совпадают, а иногда и противоречат друг другу. Эти межролевые конфликты активизируют работу самосознания, побуждая личность иерархизировать разные аспекты своей жизнедеятельности, соподчинять их соответственно какой-то шкале ценностей.

Во-вторых, каждая «социальная роль» – это отношение, которое его участники могут определять по-разному. Эти внутриролевые конфликты предполагают необходимость самостоятельного, индивидуального определения собственной роли со всей вытекающей отсюда мерой ответственности.

В-третьих, неодинаково сами отношение индивида к выполняемым ролям: одни функции и виды деятельности переживаются и осознаются как органические, неотделимые от собственного «Я», другие – как более или менее внешние, периферийные, «искусственные». Степень психологического отчуждения индивида от своих «ролей» зависит от многих причин как социального, так и психологического характера[3].

Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, в ходе которого в определенных социальных условиях человек этот опыт преобразует в собственные ориентиры и ценности, избирательно вводит в свое поведение нормы, принятые в обществе или группе.

Социализация может происходить как стихийно, так и организованно, осуществляться как в специальных институтах (школа, вуз, трудовой коллектив, семья и пр.), так и в разнообразных неформальных объединениях. На социализацию влияют само общество, культура, этнос, условия региона проживания и даже тип поселения, средства массовой коммуникации и пр. Процесс социализации непрерывен на протяжении всего онтогенеза и протекает неравномерно. Так на дотрудовой стадии социализации человек больше социальный опыт усваивает, на трудовой – больше воспроизводит за счет активного участия в деятельности и воздействия на среду через эту деятельность; на послетрудовой стадии социализации человеком вносится существенный вклад в воспроизвоздство опыта, за счет передачи его новому поколению. Социализацию необходимо рассматривать вместе с индивидуализацией. Приобщаясь к различным сферам жизни общества, социализируясь, личность вместе с тем «приобретает все большую самостоятельность, относительную автономность, формирует ее собственный образ жизни и собственный внутренний мир»[4].


Правила слушания эмпатии общение. Ведение
Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуется социальные отношения людей. В психологии под общением понимается установление и поддержание целенаправленно, прямого или опосредованного контакта между людьми. Существенным в данном определение является утверждение социаль ...

Специфика нарушений речи у детей дошкольного возраста
ОНР — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах XX века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной. Понятие общего недоразвития речи (ОН ...

Упражнения на развитие умений общения у младших школьников
Тренинги. Для развития умений общаться у младших школьников рекомендуются следующие тренинги. Объект внимания. Каждому ребенку предлагается выбрать себе объект внимания, наблюдать за которым нужно незаметно. Наблюдающий должен запомнить: настроение своего объекта; последовательность действий объекта; угадать, за кем наблюдает объе ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru