Основной психологической чертой мотивов, побуждающих человека заниматься спортом, является чувство удовлетворения, вызываемое занятиями данным видом спорта и неотделимое от самой спортивной деятельности. Вместе с этим эти мотивы имеют сложный характер соответственно сложности и многообразию самой спортивной деятельности и могут быть подразделены следующим образом.
Непосредственные мотивы спортивной деятельности:
1) испытываемое спортсменом своеобразное чувство удовлетворения от проявления мышечной активности;
2) эстетическое наслаждение красотой, точностью, ловкостью своих движений;
3) стремление проявить себя смелым и решительным при выполнении трудных и опасных упражнений;
4) удовлетворение, вызываемое участием в соревновании, являющемся важнейшей и обязательной стороной спорта;
5) стремление добиться рекордных результатов, доказать своё спортивное мастерство, добиться победы, как бы трудна она ни была и др.
Опосредованные мотивы спортивной деятельности:
1) стремление стать сильным, крепким, здоровым ("занимаюсь спортом, потому что он укрепляет здоровье и делает человека бодрым и энергичным");
2) стремление через спорт подготовить себя к практической деятельности ("занимаюсь спортом, так как хочу быть более сильным физически");
3) осознание общественной важности спортивной деятельности ("хочу завоёвывать мировые рекорды, защищать спортивное знамя своей страны").
Мотивы спортивной деятельности не только многообразны, они отличаются динамическим характером, закономерно сменяя друг друга в процессе длительных занятий спортом. А. Ц. Пуни на основании специального исследования мотивов спортивной деятельности установил следующую динамику развития мотивов, побуждающих заниматься спортом.
Начальная стадия занятия спортом.
В этот период имеют место первые попытки включиться в спортивную деятельность. Мотивы, побуждающие к этому, характеризуются:
а) диффузностью интересов к физическим упражнениям (подростки начинают заниматься обычно не одним, а несколькими видами спорта, причём часто совсем не теми, в которых они в дальнейшем могут показать своё спортивное мастерство);
б) непосредственностью ("занимаюсь потому что люблю физкультуру");
в) связаны с условием среды, благоприятствующими занятиям данным видом спорта ("живу в Феодоссии, как же я мог не плавать?"; "с малых лет ходил на лыжах, т.к. жил на окраине города");
г) нередко включают в себя элементы долженствования ("надо было посещать уроки физической культуры").
Стадия специализации в избранном виде спорта.
На этой стадии мотивами спортивной деятельности являются:
а) пробуждение и развитие специального интереса к определённому виду спорта;
б) проявление способностей к этому виду спорта и стремление к их развитию;
в) эмоционально насыщенное переживание спортивного успеха и стремление к его закреплению;
г) расширение специальных знаний, совершенствование спортивной техники приобретение боле высокой степени тренированности.
Влияние ведущей мотивации на становление личности студента
Влияние ведущей мотивации на адаптивные способности первокурсников в процессе профессионально-личностного развития
Процессы, наблюдаемые в ХХI веке, во многих странах мира, а особенно в Российской Федерации, указывают на все большую заинтересованность общества в здоровом и сильном молодом поколении, как основы обеспечения военно-эконом ...
Память подростка
ПАМЯТЬ ПОДРОСТКА может удивить своей силой и слабостью одновременно.
Удивить своей, потому что возможности головного мозга в подростковом периоде практически безграничны. Подросток может с легкостью запоминать большие тексты и сложные формулы, мелкие делали и штрихи, цифры, слова и т.д. Это происходит благодаря активному развитию в под ...
Феномен сегрегации государственного учреждения
Рассмотренное А.А. Темкиной понятие гендерного контракта разрабатывалось для описания доминантных типов отношений между полами и их динамики. Контракт описывается как правила взаимодействия, права и обязанности, определяющие разделение труда по признаку пола в сферах производства и воспроизводства и взаимно ответственные отношения между ...