Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Личностные характеристики родителей и особенности их отношения к сиблингам

Материалы » Взаимосвязи между особенностями родительско-детских отношений в двухдетных семьях » Личностные характеристики родителей и особенности их отношения к сиблингам

В формировании личности ребенка на протяжении длительного времени одну из определяющих ролей играет семья, однако на каждом возрастном этапе ее роль и значение меняются и имеют свои характерные особенности. Специфика взаимоотношений в системе «семья - ребенок» обусловлена задачами и актуальными потребностями каждого возраста. Семья является разновозрастной группой, в которой приобретается опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений и разного пола. Влияние семьи на ребенка охватывает все стороны его личности, продолжается практически непрерывно и ощущается даже тогда, когда ребенок находится за пределами дома. Характер складывающихся отношений и степень их воздействия на ребенка зависит от множества факторов. Это, во-первых, сложившиеся индивидуальные личностные особенности самого ребенка, представляющее собой результат сложного взаимодействия генетических и средовых факторов. Во-вторых, семейные факторы, в частности, психологическая атмосфера в семье в целом, включающая эмоциональные, ролевые, коммуникативные аспекты взаимоотношений, а также психосоциальные качества родителей, стиль семейного воспитания, характер взаимоотношений с сиблингами и многое другое. В-третьих, нельзя не учитывать и собственную активность ребенка. Ребенок сам способен осмысливать свою семью и себе в ней, определять свое поведение, отношение к семье и самому себе. Социальный опыт, получаемый в семье, активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности ребенка. Личностные особенности матери связаны с особенностями их отношения к детям в значительно большей степени, чем личностные особенности отцов. Э. Фромм выделил качественное различие между материнским и отцовским отношением к ребенку по признакам условность – безусловность и контролируемость – неконтролируемость. Материнская любовь безусловна, дана от рождения и неподвластна со стороны ребенка, ее невозможно завоевать. Отцовская любовь обусловлена тем, оправдывает ли ребенок ожидания отца; эта любовь управляема, ее можно заслужить, добиться собственной активностью. Для того, чтобы успешно справиться с воспитательными заботами, родитель должен обладать определенными личностными качествами (умение регулировать сове эмоциональное состояние, иметь терпение, уметь преодолевать состояние фрустрации) Патологическая заостренность черт характера родителей порождает специфические особенности родительского отношения к ребенку. Данная работа поднимает вопрос о роли средового фактора, а именно семейной среды в формировании индивидуальности ребенка, и в частности, расширяет представления о том, какую среду формируют родители для сиблингов.

В исследовании приняло участие 30 семей. Участвовали полные семьи с двумя детьми, проживающими совместно. Возрастные границы для детей: младший от 8 до 12, старший от 13 до 17 лет. Используемые методики: Личностный опросник EPI (Айзенк Г., вариант Русалова В.М.), опросник уровня субъективного контроля (Эткин, Бажин, Голынкина), опросник детско-родительских отношений (Марковская И.М.), позволяющий выявить 10 особенностей родительского отношения: нетребовательноть-требовательность, мягкость-строгость, степень автономности или контроля по отношению к ребенку, эмоциональная дистанция близость родителя с ребенком, отвержение-принятие ребенка, отсутствие или наличие сотрудничества, несогласие-согласие между ребенком и родителем, непоследовательность-последовательность родителей в воспитательной политике и удовлетворенность отношениями ребенка с родителями. Существуют различия в родительских отношениях как по отношению к старшему, так и к младшему ребенку, которые проявляются в том, что старший ребенок получает больше самостоятельности и испытывает меньше родительского контроля, особенно в отношениях с матерью. Для него родители в большей степени являются авторитетом. Последнее более характерно для отношений старший ребенок-отец. Возможно, это объясняется тем, что старший ребенок в большей степени способен к осознанию и оценке личностных качеств родителей, поэтому для него родители являются референтными лицами. Специфика материнского и отцовского отношения проявляется в том, что матери более эмоционально близки и направлены на сотрудничество по сравнению с отцами, что характеризует большую включенность матери во взаимодействие с детьми.


Этнические грани личности
Общеизвестно, что люди, принадлежащие к разным народам и этническим группам, отличаются друг от друга своим поведением, культурой, нравами, обычаями. Этнические особенности ярко проявляются в искусстве, особенно народном. Те черты, которые мы воспринимаем как специфические особенности национального характера, - это продукт определённых ...

Модель организации личности менеджера
Общим для всех существующих подходов к определению нормативной модели эффективного руководителя является стремление обнаружить закономерные отличия эффективного менеджера от неэффективного. Таким образом, целью большинства исследований, посвященных изучению управленческой деятельности (Вудкок М., Фрэнсис Д., Стогдилл Р., Никифоров Г.С., ...

Социально-ролевые отношения
Социально-ролевые и социально-политические отношения в группе определяются рядом параметров. Для более точной характеристики места каждого индивида в структуре внутригрупповых отношений используются такие понятия как «статус», «престиж» и «роль». Статус - это положение индивида в системе межличностных отношений, определяющее ее право, ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru