В последнее время в психологических исследованиях экстремальные ситуации деятельности анализируются с точки зрения трех основных аспектов:
1. Особенности самой ситуации как совокупности условий, которые характеризуют кардинальное изменение параметров жизнедеятельности группы или личности, приводят к состоянию динамического рассогласования, отличаются высокой субъективной сложностью и ответственностью, неожиданностью, неопределенностью, риском и непредсказуемостью развития ситуации, противоречивостью, дефицитом времени (Ю.М. Забродин, В.Г. Зазыкин, П.П. Короленко, В.Д. Небылицын и др.).
2. Особенностей последствий деятельности человека в сложных условиях труда. (В.А. Бодров, А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова, Л.Г. Дикая и др.)
3. Особенностей субъекта деятельности в экстремальных ситуациях, его психологической готовности.
Понятие психологической готовности понимается как состояние мобилизации всех психофизиологических систем организма, обеспечивающих эффективное выполнение требуемого действия.
При этом психологическими предпосылками наступления психологической готовности к выполнению конкретной деятельности является ее понимание, осознание ответственности, желание добиться успеха, определение последовательности и способов выполнения деятельности.
Немало важную роль выполняют индивидуально-психологические и личностные особенности, выраженность которых позволяет определить уровень адаптации человека к экстремальным ситуациям, спрогнозировать его поведение и успешность выполнения деятельности.
В рамках спортивной психологии среди многочисленных и разнообразных свойств личности наибольшее значение имеют тревожность, эмоциональная стабильность, воля, экстра-интровертированность и др. (В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский)
Нами была совершена попытка несколько расширить понимание индивидуально-психологической природы спортсменов, подвергающихся воздействию экстремальных ситуаций и повышающих уровень своего мастерства и успеха через преодоление риска.
С целью изучения факторов, оказывающих влияние на психологическую готовность к деятельности в экстремальных ситуациях, нами было проведено исследование среди студентов Института физической культуры и спорта ТГУ им. Г.Р. Державина. Выборка мужская (№=64).
В ходе работы была использована совокупность методик: методика диагностики темперамента Я. Стреляу; СЖО Франкла; 16ЛФ Р. Кеттелла; методика диагностики личности на мотивацию к успеху и к избеганию неудач Т. Элерса; методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса; методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса-Дарки; УСК Дж. Роттера; МЛО "Адаптивность-02"; стиль саморегуляции Моросановой, методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.
Полученные данные были подвергнуты корреляционному анализу, в результате которого были выявлены следующие положительные связи.
Для выявления наиболее сильных корреляционных связей за минимальное значение Pearson Correlation мы взяли p=0, 708 при Sig. (2-tailed) = 0,00.
В результате наиболее высокие показатели Pearson Correlation набрали шкалы СЖО, объединившиеся в плеяду следующим образом:
1. наиболее сильная связь установлена между "целью" (СЖО) и "процессом" (СЖО) жизни (p=0,858). Как мы видим, целеустремленность и интерес к процессу жизни являются ведущими характеристиками, оказывающими влияние на психологическую готовности к деятельности в экстремальных ситуациях.
Во многом, данную направленность смысла жизни можно объяснить через понимание цели и процесса в рамках спортивной деятельности. Цель спортсмена - успех, опыт, мастерство. Достижение цели осуществляется в процессе длительных тренировок через преодоление объективных и субъективных трудностей.
2. наибольшее число связей наблюдается у шкалы "Локус Я" - "Локус жизнь" (p=0,815), "процесс" (p=0,790), "цель" (p=0,798) и "процесс" - "Локус жизнь" (p=0,786), "Локус Я" (p=0,790), "цель" (p=0,858).
Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями воспитания
Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.
Остановлюсь на распространенных стилях семейного воспитания, определяющего возникновение конфликтных отношений ребёнка с родителями.
Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчи ...
Особенности межличностного общения в подростковом возрасте
Человек - существо социальное. Включенность личности в общественные отношения обуславливает тезис о первостепенной роли социального общения в этом процессе. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием. В решении сложных з ...
Депрессия в старческом возрасте
Особенности клиники эндогенной депрессии у больных пожилого возраста изучены несравненно лучше, чем у детей. Еще Е. Kraepelin (1904) отметил, что ее отличительной особенностью является наличие тревоги. При сопоставлении двух больших групп больных депрессией (старше 55 лет и младше 35 лет) В. Л. Ефименко (1975) обнаружила тревогу у 71 % ...