Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Место юридической психологии в системе психологических и юридических знаний
Страница 1

Материалы » Понятие юридической психологии » Место юридической психологии в системе психологических и юридических знаний

Находясь на границе психологии и юриспруденции, юридическая психология определенным образом включается как в систему психологических, так и в систему юридических наук и учебных дисциплин. Будучи прикладной отраслью психологической науки, юридическая психология органически связана с другими отраслями психологии. Эта связь обусловлена, во-первых, тем, что общим объектом для них всех является личность человека как субъекта деятельности; во-вторых, тем, что в различных условиях и видах деятельности личность подвергается различным видам деформации. Фактически юрист и юридический психолог изучают не какого-то абстрактного человека, а именно личность в конкретных условиях учебной, производственной, военной, правоохранительной, коммуникативной и других видов деятельности с точки зрения их соответствия правовым нормам.

Междисциплинарные связи юридической психологии с другими отраслями психологической науки могут быть представлены в виде схемы.

Связь юридической психологии с общей психологией состоит в том, что при анализе поведения субъектов правовых отношений мы опираемся на установленные общепсихологические законы организации целенаправленной деятельности человека.

Возрастная психология вносит свой существенный вклад в раскрытие онтогенеза личности, понимание деструктивных факторов девиантного и деликвентного поведения подростков и взрослых. Педагогическая психология позволяет раскрыть роль конкретных условий воспитания в формировании мотивации поведения и правосознания личности. Взаимодействие юридической психологии с психологией труда необходимо для раскрытия профессиональной ориентации личности, ее конкретного вклада или нанесения ущерба производственным процессам, профессиональной ориентации личности, профессиографического анализа деятельности юриста.

Особенно тесны связи юридической психологии с социальной психологией, которая раскрывает механизмы общения и правового взаимодействия людей в их индивидуальной, групповой и общественной деятельности.

При рассмотрении многих профессиональных вопросов юридическая психология опирается на данные патопсихологии и медицинской психологии, раскрывающих роль филогенетических и онтогенетических механизмов патологии психики в развитии протиправного поведения. Б.Ф. Ломов отмечает, что многие явления, изучаемые юридической наукой, не могут быть поняты без раскрытия роли в них психологических факторов, без знания механизмов индивидуального и группового поведения людей, без анализа психологических свойств и особенностей личности.

Поскольку юридическая психология интегрирована в систему юридических дисциплин, следует указать на ее взаимосвязь с основными из них. Так, по мнению В.В. Романова, речь идет прежде всего о ее связи с уголовным правом и уголовным процессом. Основной целью уголовно-процессуальной деятельности правоохранительных органов является рассмотрение уголовных дел и установление истины по делу. Сам процесс поиска и доказывания истины протекает в соответствии с установленными в психологии закономерностями познавательных и эмоционально-волевых процессов человека как субъекта деятельности. Практика судопрозводства показывает, что учет этих закономерностей существенным образом влияет на успешность установления истины по делу и принятие адекватных судебных решений.

В этой связи в ряде уголовно-процессуальных норм имеет место отражение указанных психологических закономерностей как необходимого условия достоверности результатов расследования и вынесения справедливого заключения (например, учета эмоциональных состояний обвиняемых, психологических особенностей потерпевших и т.п.). Судебное разбираетельство нельзя рассматривать как процесс психологического исследования, однако исторический опыт развития права требует учета психологических факторов для установления истины. Наука уголовного права при изучении уголовно-правовых проблем опирается на юридическую психологию в рассмотрении субъективных факторов преступного поведения, психологической структуры личности преступника, его мотивационной и эмоционально-волевой сферы, уровня интеллектуального развития, психических состояний в момент совершения преступления: аффекты, стрессы, беспомощное состояние и т.п.

Тесная связь наблюдается между юридической психологией, криминалистикой и криминологией. История развития криминалистики свидетельствует о большой роли психологических факторов в организации и совершении преступлений, а также их расследовании. Юридическая психология оказывает существенную помощь криминалистике в разработке следственной тактики и выборе методов расследования преступлений. Связь с криминологией как наукой о преступном поведении выражается в том, что она в развитии своего категориального аппарата и методов должна опираться на психологическую методологию личности как субъекта протиправного поведения. Юридическая психология привлекает внимание криминологов к тем свойствам личности, которые обусловливают преступные действия. К таким свойствам следует отнести мотивацию и направленность (структуру интересов и потребностей), характерологические свойства (отношения к нормам морали), уровень правосознания, психофизиологические свойства и т.д.

Страницы: 1 2


Что такое группа?
Группа- это ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуре, композиции, уровню развития и пр. Самые распространенные классификации групп: 1) по размеру: группы большие, малые, микрогруппы (диады ...

Изучение динамики неформальной группы и ее использование в сфере управления
Реально управлять неформальной группой можно при условии, что субъект управления располагает точной информацией о наличии такой группы и ее структуре. Получить точную информацию позволяет групповая социометрия, суть которой на операциональном уровне анализа определяется понятием "выбор". Исходя из особенностей группы, формули ...

Психологическая характеристика детей с нарушениями речи
Также необходимо дать общую психологическую характеристику детей с нарушениями речи в зависимости от различных функций мозга. Особенности развития познавательной сферы: определяющее значение для развития речевой деятельности имеют 3 первые года жизни, так как появляется лепет. У детей с алалией он отсутствует или крайне бедный, или бол ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru