Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Индуктивный и ассоциативный виды мышления в практике супервизий. Индуктивное мышление
Страница 1

Материалы » Индуктивный и ассоциативные виды мышления » Индуктивный и ассоциативный виды мышления в практике супервизий. Индуктивное мышление

Термин впервые встречается у Сократа. Но индукция Сократа имеет мало общего с современной индукцией. Сократ под индукцией подразумевает нахождение общего определения понятия путём сравнения частных случаев и исключения ложных, слишком узких определений.

В современном понимании, индукцию можно определить как процесс умозаключения, расширяющий текущее знание в ситуации его дефицита, в условиях когнитивной неопределенности. Умозаключение представляет собой обычно более или менее сложный акт мыслительной деятельности, включающий ряд операций, подчиненных единой цели. В умозаключениях с особенной остротой выступает роль опосредования в мышлении. Различают двоякую индукцию: полную и неполную. В первой заключение исходит от полного перечисления видов известного рода ко всему роду. При подобном способе можно получить вполне достоверное заключение, которое можно перенести на всю группу. Умозаключение по неполной индукции основывается, как правило, на привычке и дает право лишь на вероятное заключение во всей той части утверждения, которая идет далее числа случаев уже исследованных.

Индуктивный способ получения знаний представляет собой процесс от частного к общему. Для того, чтобы имело место умозаключение, необходимо, чтобы субъектом было соотнесено содержание заключения с содержанием посылок и в его сознании отразились объективные связи между ними. Пока содержание посылок и заключения дано в сознании рядоположно, умозаключения – несмотря на наличие посылок и заключения еще нет.

Развитие индуктивного мышления означает, что содержание объективной действительности перестало быть для субъекта рядоположением отдельных элементов, что межу ними раскрылись связи и образовались включения.

Одна из задач супервизора научить психолога разбираться в собственной манере слушать пациента. Для индукции, как уже указывалось выше, характерна некоторая степень вероятности, поскольку, после нескольких наблюдений информация обобщается на весь класс, наблюдавшихся явлений. Использование индуктивного способа мышления часто ведет к игнорированию деталей, конкретных характеристик, поскольку внимание мыслителя концентрируется на сущем.

Так, одни терапевты часто обращают внимание на речь пациента, другие – на его одежду, движение и выражение глаз, некоторые – на события, о которых сообщает пациент, не обращая внимания на сопутствующие рассказу эмоции.

Есть такие психологи, которые внимательно относятся к чувствам пациента, уделяя при этом мало внимания признакам дезорганизации мышления и иррациональному потоку мыслей, эмоциям и психологическим конфликтам. В таких случаях, индуктивная стратегия оказывается непригодной для выполнения задач описания объектов и феноменальной реконструкции. Индукция будет ошибочной, если таковой будет аналогия – один из базовых компонентов в построении индуктивного умозаключения. Известны случаи, когда терапевт ослепленный теорией, гордо сообщал об улучшении настроения своего пациента, укреплении межличностных отношений с ним, его возросшей активности, а тот через несколько дней совершал самоубийство.

Построение паттернов является одним из этапов работы терапевта, на котором он приступает к построению обобщенных моделей на основе накопленных данных. Неспособность к выявлению паттернов возникает вследствие недостатка опыта, а также сосредоточения на переживаниях клиента. Некоторые стажеры быстро воспринимают общие паттерны как возможность преодоления чувства тревоги и неуверенности.

Супервизорские консультации, форма которых, определяется теоретическими взглядами каждого участника, могут помочь в разработке метода распознания паттернов, для применения их в терапии.

Супервизор располагает рядом категорий, в том числе клиническими моделями, гипотезами, теориями, представлениями о типах характеров, формах защиты, моделями внутрипсихического и межличностного функционирования и т.д. В контексте языка индуктивного мышления применение известных категорий к клиническому материалу означает использование специфического знания.

Страницы: 1 2


Биографические сведения
Детские и юношеские годы А.В. Запорожца прошли в Киеве, где он в начале 20-х гг. увлекается театром и участвует в студии тогда известного реформатора театрального искусства Леся Курбаса. Именно в это время формируется интерес Запорожца к психологии, к научному познанию внутреннего мира человека, к исследованию возникновения его мыслей и ...

Основная часть
Прежде чем рассматривать общие черты методологии, рассмотрим концепцию факта. Что же такое психологический факт? Как отмечал выдающийся французский ученый Клод Бернар, «факт сам по себе ничто, он имеет значение лишь благодаря идее, с которой он связан, или доказательству, которое он дает» (Фресс, Пиаже, 1966). Например, в качестве психо ...

Нарушение форм объективации телесности
Лактационный мастит является самым распространенным видом маститов, т.е. воспалений грудной железы. До недавнего времени лактационный мастит изучался только как сугубо соматическое осложнение, в нашем же исследовании было показано, что существуют и психологические факторы лактационных маститов. Для того чтобы изучить психологические фа ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru