Одна из фундаментальных проблем – это проблема первоначального порождения психики и ее развития в филогенезе. Сложность этой проблемы определяется тем, что мы не можем сейчас прямо воспроизвести те события, те изменения, которые привели к порождению. Наука психология вступает здесь в область построения гипотез. Одной из интересных научных гипотез в этой области, в процессе осмысления которой возникла отечественная гипотеза о происхождении и развитии психики, стала гипотеза К. Бюлера. Она описывала последовательность развития психики через стадии инстинкта, навыка (дрессуры) и интеллекта.
Пьер Тейяр де Шарден истоки психического усматривает в понятии «духовная энергия», отождествляя ее с «внутренней стороной» материи. Психическая энергия противостоит физической. «Обе энергии — физическая и психическая, находящиеся соответственно на внешней и внутренней сторонах мира . постоянно соединены и некоторым образом переходят друг в друга»[1].Живая клетка как первая форма жизни возникла вследствие взрывоподобного перехода в более совершенное состояние психической энергии. Дальнейшее развитие психического происходило уже в связи с появлением у животных нервной системы. В недрах ее постепенно накапливалась психическая энергия, порождая внутреннее напряжение, которое на уровне человека привело к возникновению нового эволюционного скачка, на этот раз — мысли и сознания.
В советской психологии сложилась традиция рассматривать психику как свойство материи. На этой посылке основывались труды по данной проблеме А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Ю.Б. Гиппенрейтер, К. Фабри. В данном реферате психика рассматривается, прежде всего, как развитие иерархических уровней отражения, позволяющих создавать субъективный образ объективной реальности.
Упражнения на развитие умений общения у младших
школьников
Тренинги.
Для развития умений общаться у младших школьников рекомендуются следующие тренинги.
Объект внимания.
Каждому ребенку предлагается выбрать себе объект внимания, наблюдать за которым нужно незаметно. Наблюдающий должен запомнить:
настроение своего объекта;
последовательность действий объекта;
угадать, за кем наблюдает объе ...
Характеристика проблемы исследования
Проблема исследования
– форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию, с другой – указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации. Проблема формулируется ...
Статусное измерение
Статусное измерение дает представление о субординированности позиций индивидов в системе отношений в малой группе. Различия в статусе могут оказывать существенное влияние и на отношение извне и на самоотношение человека. Более того, они во многом определяют и возможности самореализации.
В частности, определенная связь выявлена между ве ...