В чем заключается характерная особенность высшей формы психического отражения, впервые возникающей у человека? Что порождает новые высшие формы психического отражения, которые обозначаются общим понятием «сознание»? А.Н. Леонтьев пишет: «При исследовании истории возникновения и развития психики выявляется тот капитальный факт, что возникновение и развитие психики имеет в своей основе усложнение образа жизни живых существ, усложнение их деятельности, которая осуществляет их связи с внешним миром. Можно сделать общий вывод, что каков образ жизни живого существа, такова и его форма психического отражения. Или, иными словами, каково строение его деятельности, таково и строение психического отражения реальности. Отсюда следует, что и сознание как высшая и важнейшая, но не единственная форма отражения у человека порождается тем коренным изменением образа жизни, и, соответственно, коренным изменением самого строения деятельности, которые происходят при переходе человека к обществу, основанному на труде»[9]. Переход к опосредствованному орудиями труда и отношениями к другим людям образу жизни приводит к ряду очень важных изменений. Первое, главнейшее из них, состоит в том, что в условиях жизни в обществе, основанном на труде, деятельность становится продуктивной. Это значит, что она находит свое выражение в некотором вещественном продукте производства. В качестве опосредствующего звена в деятельности общения выступает язык. А.Н. Леонтьев выдвигает гипотезу о происхождении сознания, развитие которого тесно связано с развитием языка и совместной деятельности. Первоначально собственно трудовые действия людей и их общение представляют единый процесс. Иными словами, в первоначальной форме феномены общения выступают как своеобразные способы, средства осуществления производства, которые затем трансформируются, образуя язык. Наряду с орудием, являющимся коллективным носителем операций и тем самым носителем опыта предшествующих поколений, возникает и новый способ общения — общение, опосредствованное языком. Итак, при переходе к человеческому обществу происходят два коренных изменения:
1)возникновение трудовой, опосредствованной орудиями деятельности, которая является продуктивной, то есть преобразующей вещество природы так, что возникает некоторый продукт;
2)возникновение языка, необходимо порождаемого складывающимися в процессе труда отношениями человека к другим людям.
Эти новые отношения и требуют появления новых способов общения трудового коллектива — способов общения посредством языка, передающегося из поколения в поколение и усваиваемого отдельным индивидом в форме овладения исторически выработанными средствами общения.
Трудовая деятельность, общение, язык, которые сами по себе не могут осуществляться вне общества и определили развитие сознания в филогенезе. Подводя итог, А.Н. Леонтьев отмечает: «Действительное объяснение сознания лежит в общественных условиях и способах той деятельности, которая создает его необходимость, - в деятельности трудовой. Эта деятельность характеризуется тем, что происходит ее овеществление в продукте»[10].
Сознание человека позволяет отражать не только предмет потребности, условия задачи, но и то, что не попадает непосредственно, ни в ближней, ни в представимой дальней перспективе, в «поле интересов» человека. Такого рода многоуровневое, многослойное отражение позволяет человеку не только приспосабливаться к реальности, но и преобразовывать ее, и даже выстраивать новые «миры». Сознание способно изменить окружающую действительность, как к лучшему, так и разрушить ее.
Диагноз “аутизм”
Все основные элементы первого описания аутизма и сегодня считаются определяющими характеристиками данного расстройства. Аутизм рассматривается отдельно от детской шизофрении и других серьезных детских заболеваний, включая врожденную глухоту, умственную отсталость, нарушения речевого развития. Аутизм – наиболее тяжелое и рано проявляющее ...
Физиология мышления
Никто не может сделать что-нибудь,
не делая этого вместе с тем ради
какой-либо из своих потребностей.
Ф. Энгельс. (1)
В мире нет ничего, кроме материи.
Способ существования материи – движение. Источник движения – «борьба» противоположностей, образующих в своем единстве диалектические системы.
В мире нет ничего, кроме диалекти ...
Личность и деятельность
В исследовании личности нельзя ограничиваться выяснением предпосылок, а нужно исходить из развития деятельности, ее конкретных видов и форм и тех связей, в которые они вступают друг с другом, так как их развитие радикально меняет значение самих этих предпосылок. Таким образом, направление исследования обращается – не от приобретенных на ...